Закон об ОСАГО: основные положения и порядок действия

С 1 июля 2003 в нашей стране действует Федеральный закон об обязательном страховании гражданской ответственности транспортных средств N 40-ФЗ – так называемый Закон об ОСАГО, призванный упорядочить процедуры взыскания ущерба в различных ситуациях. С этого момента обязательное страхование гражданской ответственности становится неотделимой частью допуска граждан к управлению транспортными средствами.

Каждый водитель обязан иметь полис ОСАГО, подтверждающий страхование гражданской ответственности перед третьими лицами. Суть такой страховки заключается в том, что если водитель, вписанный в полис, признан виновником ДТП, то страховая компания возмещает определённую сумму ущерба потерпевшим. Речь идёт о компенсации вреда, причинённого как самому транспортному средству, так и здоровью и жизни потерпевших. Если водитель признан потерпевшим — в этом случае работает полис виновника аварии. Подобная система страхования является мировой практикой, многократно доказавшей свою эффективность при условии добросовестного исполнении обязанностей всех участников процесса, включая страховую компанию.

Статьи закона об ОСАГО

Цели и задачи Федерального закона об ОСАГО

Основная цель нового закона заключается в защите прав потерпевших с взысканием компенсации за причинённый вред с виновников ДТП, которую будет выплачивать страховая компания. Это правовой механизм позволяет оперативно получать возмещение материального и физического ущерба без долгих судебных разбирательств.

Главная задача страхования ОСАГО – сократить до минимума время между страховым случаем и получением потерпевшей стороной обозначенной компенсации. Одновременно делается акцент на повышении ответственности водителей и страховых компаний, выписывающих полис. В частности, любой страховой случай с виновностью страховщика станет причиной повышения стоимости следующей страховки для конкретного водителя.

Основные положения Закона об ОСАГО

  • декларирование обязательного страхования гражданской ответственности как определённой законом обязанности всех водителей;
  • определение объекта обязательного страхования, страховых сумм, коэффициентов выплат, страховых рисков и т.д.;
  • порядок оформления ДТП в рамках действующих полисов ОСАГО;
  • перечень этапов проведения технической экспертизы транспорта;
  • описание процедур возмещения убытков;
  • порядок оспаривания позиций любой из сторон;
  • реестр организаций и мероприятий, необходимых для осуществления контроля над выполнением обязательств всех участников страховых соглашений

Отдельной главой Федерального закона об ОСАГО выделены положения, касающиеся профессиональных объединений страховщиков. В заключительных главах затронуты аспекты страхования гражданской ответственности в рамках Международного права.

Список изменений по 2018 год в новом законе об ОСАГО

Федеральный закон об ОСАГО в новой редакции 2018 включил в себя следующие изменения:

  1. Увеличена сумма компенсационных лимитных выплат с 120 000 до 400 000 рублей. При этом каждый пострадавший может претендовать на эту сумму, в то время как до этого сумма на одно человека была ограничена 160 000 рублями.
  2. Образование единой информационной базы данных, включающей всех страхователей и страховщиков ОСАГО и КАСКО. Такой шаг позволил объединить в глобальную электронную библиотеку все имеющиеся сведения для максимально эффективного контроля над системой обязательного страхования.
  3. Узаконена новая лимитная сумма, выплачиваемая в качестве компенсации за ущерб, причинённый здоровью и жизни – 500 000 рублей. Для установления сумм при возмещении вреда в случае травм потерпевших разработана специальная таблица. В этой таблице прописаны коэффициенты, вычисляемые с основной страховой суммы в соответствии с тяжестью полученных травм.
  4. Определены основные положения с корректировками, касающиеся выдачи электронных полисов.
  5. Приняты положения о натуральном возмещении ущерба по полисам ОСАГО.

С 2019 года запланировано введение «безлимитного европейского протокола», который будет действовать на всей территории РФ. В этом случае страховка при ДТП может оформляться самим участниками при условии наличия видео и фото съёмки, а также данных глобальной спутниковой системы позиционирования на местности.

Плюсы и минусы страхования ОСАГО

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств и водителей предлагает следующие преимущества:

  • общая взаимная ответственность всех участников движения
  • быстрая выплата компенсаций;
  • оперативное оформление страхового случая;
  • быстрое оформление полиса;
  • возможность заключение страхового договора с «неограниченным свободным» полисом;
  • поддержка на дороге при ДТП выездными комиссарами страховых компаний;
  • относительно небольшая стоимость;

Тарифы страховых компаний сегодня разнятся в зависимости от места регистрации транспортного средства. Поэтому территориальная привязка стоимости автострахования может рассматриваться и как положительная и как отрицательная составляющая.

В качестве очевидных недостатков страхования ОСАГО стоит выделить следующие пункты:

  • невозможность полностью компенсировать ущерб предлагаемыми выплатами;
  • безответственность некоторых страховых компаний, затягивающих с компенсацией вреда;
  • множество правовых нюансов, позволяющих страховому оператору не выполнять свои обязательства по заключённому договору;
  • бюрократические формальности (справки, заключения врачей и т.д.) при возмещении ущерба, полученного в результате травмы (длительное лечение и недееспособность потерпевшего);
  • недавнее повышение тарифов на услуги страховых компаний

Стоит отметить, что виновник аварии должен предоставить страховщику собственное транспортное средство для проведения экспертизы. Ремонтировать повреждённый автомобиль не разрешается в течение 15 дней после ДТП до осмотра повреждений страховщиком.

В страховой полис ОСАГО, согласно закону могут быть вписаны другие водители, что соответственно повысит стоимость страховки. Одновременно владельцам транспортных средств предлагаются упомянутые выше «свободные» договора, предполагающие возможность управления автомобилем любым дееспособным лицом с водительскими правами.

Заключение

Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств на сегодняшний день по праву считается эффективным инструментов для урегулирования различных ситуаций, связанных с дорожно-транспортными происшествиями. Новая редакция Закона об ОСАГО 2018 года доказала – этот правовой документ будет и в дальнейшем корректироваться с учётом общественного мнения и меняющихся объективных реалий.

Основной задачей текущего момента в данной сфере является осуществление жесткого контроля над выполнением обязательств страховых компаний. Одновременно необходимо гармонизировать законодательство с международными нормами права, что позволит существенно расширить область действия Федерального Закона об обязательном страховании гражданской ответственности.

Закон об ОСАГО 2018 новая редакция

Федеральный Закон об ОСАГО последняя редакция 2018 года

Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон об ОСАГО) стал основным инструментом регулирования важнейших процессов в нашем обществе. Речь идёт о ситуациях, при которых наступает ответственность за нанесения вреда третьим лицам с участием транспортных средств различного типа. В данный законодательный акт постоянно вносятся корректировки, отражающие мнение общества и правоведов в знаковых вопросах действующего правового регламента. Новый закон об ОСАГО 2018 года со всеми изменениями и уточнениями вступил в действие с 1 июля 2017 года.

Суть закона об обязательном страховании гражданской ответственности

  1. Этот законодательный акт описывает все ключевые понятия и основные процедуры, позволяющие защитить права пострадавших при аварии на дороге.
  2. Согласно положениям закона, виновные обязаны нести материальную ответственность в целях компенсации вреда, причинённого здоровью и собственности пострадавшей стороны.
  3. Данная ответственность определена и ограничена специальным видом обязательного страхования, основным документом которого является полис ОСАГО.

Закон об обязательном страховании гражданской ответственности предписывает всем владельцам транспортных средств страховать существующие риски причинения вреда третьим лицам вне зависимости от материальных возможностей и желания. Эксплуатация транспорта на территории России без полисов ОСАГО запрещена.

Контроль над исполнением закона

Контролировать наличие полисов ОСАГО у водителей обязаны сотрудники дорожной полиции. Кроме того, при создании всеобщей базы данных страхователей этим вопросом станет заниматься отдельная государственная структура.

В этом году отсутствие полиса ОСАГО влечёт за собой наложение штрафа в размере 500 рублей. Просроченная страховка станет причиной применения штрафных санкций в размере 1000 рублей. Штраф за отсутствие водителя в страховом полисе составляет 500 рублей. Для приобретения полиса ОСАГО необходимо иметь на руках диагностическую карту технического состояния автомобиля.

В ближайшее время законодательные органы планируют значительное увеличение финансовой ответственности за нарушение в этой области, которые будут отражены в новой редакции Закона об ОСАГО.

Изменения 40-ФЗ об ОСАГО и перспективы дальнейшей эволюции

  1. Недавним важным изменением Закона об ОСАГО стала корректировка сроков осмотра представителями страховых компаний повреждённого автомобиля. Раньше страховщик мог проводить экспертизу повреждений в течение 5 дней с момента предоставления транспортного средства к осмотру. Новое положение обязывает страховую организацию проводить оценку ущерба в течение 5 дней с момента подачи заявления о ДТП страховщику.
  2. Одновременно был введён запрет на независимую экспертизу, которая зачастую проводилась в пользу одной из сторон. Документы с оценкой ущерба, созданные на основе самостоятельно организованной экспертизы, в настоящий момент не имеют юридической силы.
  3. Срок рассмотрения любых претензий владельцев транспортных средств, предъявляемых к страховым компаниям, увеличен с пяти дней до десяти.
  4. С 1 сентября срок действия полиса ОСАГО не может быть меньше одного календарного года.
  5. С мая 2017 года в России будет действовать натуральное возмещение по ОСАГО, которое коренным образом изменит ситуацию на рынке автострахования. Прямые денежные компенсации будут заменены перечислением денег на счета СТО, занимающиеся ремонтом повреждённых автомобилей. Список ремонтных мастерских, с которым страховая компания заключает договор, должен был опубликован на официальном сайте страховщика. Если предложенные сервисы по каким-то причинам не устраивают страхователя, то он может обратить в страховую компанию с аргументированным заявлением. Этот механизм вступил в силу 28 марта 2017 года, когда внесённые изменения были утверждены Президентом РФ В.В. Путиным.
  6. В этом году увеличены страховые выплаты по ОСАГО по Европротоколу, лимит которых теперь составит 100 000 рублей. Денежная компенсация при страховых случаях будет предоставляться, если счёт СТО превышает лимит в 400 000 рублей, а страхователь не желает доплачивать разницу из своего кармана. Финансовое возмещение также будет осуществляться:
    — при высоких рисках нарушения сроков ремонта (30 дней),
    — в случае невозможности восстановления аварийного транспортного средства,
    — при наличии дополнительных письменных соглашений на этот счёт между страхователем и страховщиком.

Дебаты вокруг статей нового Закона об ОСАГО продолжаются и в настоящее время. Причина разнообразных трений заключается в следующих позициях:

  • недостаточная ответственность страховых компаний за выполнение своих обязательств;
  • возможность двоякого толкования некоторых положений, которые не совсем точно определяют ситуации и понятия;
  • высокая вероятность неадекватных выводов судебных инстанций, которые зачастую оказываются в трудно разрешимых правовых казусах;
  • распространение поддельных полисов ОСАГО;
  • необходимость доплаты за ремонт пострадавшего автомобиля «из кармана» пострадавшей стороны
Это интересно:  Законный режим имущества супругов: понятие совместной собственности, особенности распоряжения в браке и раздела при разводе

Кроме перечисленных пунктов существует ещё ряд позиций, требующих дальнейшей доработки с учётом объективных реалий. Поэтому даже новая редакция Закона об ОСАГО однозначно будет подвергаться различным корректировкам в ближайшем будущем.

Так с 1 января 2017 года приобрести полис ОСАГО можно будет через интернет. Одновременно вступит в силу право регрессного требования страховой компании к лицу, причинившему вред в определённых Законом случаях. Особыми пунктами выделяется ответственность за умышленное предоставление недостоверных сведений при покупке электронного полиса ОСАГО, которое приводит к занижению стоимости страховки. В этом случае виновная сторона не только оплатит ремонт транспортного средства, но и возместит страховой компании разницу в страховом полисе.

Такая законодательная практика, по мнению экспертов, является нормальным явлением цивилизованного общества, желающего защитить права своих граждан в справедливом правовом поле. Специфика этого закона России заключается в неоднозначном отношении к исполнению положений законодательства, усложняемом многочисленными попытками страховых сообществ занизить или аннулировать свои обязательства. Принимаемые поправки к закону 40-ФЗ об обязательном страховании гражданской ответственности позволяют повышать эффективность данного законодательного акта.

Подробнее о Законе №40 — ФЗ «Об ОСАГО»

Цель федерального закона № 40 обеспечить надлежащими правами граждан, являющимися участниками дорожного транспортного движения. С помощью данного законодательства разрешаются вопросы при ситуации, когда такие лица попадаю транспортные происшествия.

Закон выступает регулятором в этой сфере и контролирует появляющиеся при аварии правоотношения каждого из участников.

Основные понятия и краткое содержание

Цель Закона №40 Федерального Законодательства обеспечивать исполнение установленных при возникновении дорожных транспортных происшествий. Закон об ОСАГО является обязательным для исполнения всеми лицам, которые владеют транспортными средствами.

При покупке автомобиля, каждый гражданин должен оформить следующие бумаги:

  1. Документы, дающие право управлять транспортным средством в общем потоке;
  2. Заключение медицинской комиссии о физическом здоровье водителя;
  3. Страховые документы на случай возникновения ДТП. Этот пункт как раз и является полисом ОСАГО, который контролируется данным законодательством.
  4. Технический паспорт автомобиля.

ФЗ №40 направлен на урегулирования вопроса о возникновении ответственности при авариях. Так, согласно этому документу, виновник такого происшествия должен нести материальную ответственность перед пострадавшим лицом.

Положения, прописанные в законе, дают чёткие указание на то, как должны себя вести стороны при такой ситуации. Ответственность ограничивается нормами правового акта, который регистрирует случаи и в все возникающие риски по ним.

Согласно действующем нормам, водителям запрещается передвигаться в общем потоке без соответствующих документов. При выявлении подобных случаев они караются административными мерами в виде штрафа.

Закон содержит в себе 6 глав:

  1. Трактуются основные понятия и принципы исполнения и действия данного нормативного правового акта;
  2. Эта глава включает в себя определения условий, по которым необходимо оформлять страховые документы. Также прописываются стороны участники и объекты подлежащие оформлению. В главе также рассматриваются вопросы по исчислению страховых выплат и действующих ставок по оценке возникших повреждений. В пункте указываются сроки по возмещению причинённых ущербов и особенности рассмотрения дел по возникающим спорным ситуациям;
  3. Раздел рассматривает права на получения выплат. Определяет механизм проведения платежей и рассматривает случаи по взысканию необходимых средств с виновника происшествий;
  4. Даёт определения страхующих лиц и их особенности деятельности. Также рассматриваются основания по замене страховщиков;
  5. Полномочия лиц ведущих страховую и оценочную деятельность, направленную на расчёт ущерба при авариях. Расписывает полномочия и объединения союзов, а также определяет установленные законом суммы платежей и взносов;
  6. Указываются типы по информационным соглашениям и международному сотрудничеству в сфере обязательного государственного страхования автовладельцев. Определяет контроль над ведением деятельности страховщиков и отсылочные нормы к данному законодательству.

Последняя редакция федерального закона также указывает на порядок внесения соответствующих изменений по проведенной недавно страховой реформе.

Что регулирует и когда применяется

Федеральный закон о страховании регулирует возникающие правоотношения в результате совершенной аварии между лицами. Он выделяет ситуации, по которым данная норма начинает применяться и ряд оснований по возмещению ущербу пострадавшему лицу.

Транспортное происшествие подразумевает под собой:

  • Действия лица в отношении другого, в момент управления автомобилем, которые в свою очередь повлекли к столкновению;
  • Именно в момент возникновения подобных обстоятельств регулятивные нормы данного законодательства начинают действовать между участниками это ситуации;
  • Положения определяют виновника произошедшего и производят компенсационные расчёты пострадавшим лицам;
  • В зависимости от ситуации и типа повреждений проводится соответствующая экспертиза на выявление общего ущерба при столкновении;
  • Он рассчитывается согласно действующим коэффициентам;
  • Далее ущерб конвертируется в сумму, которая необходима на восстановление повреждённого транспортного средства.

Возмещение ущерба может быть проведено как по испорченному имуществу владельца, так и по полученным в результате ДТП физическим травмам. Суммы имеют прямое установленное в правовом акте ограничение.

Для получения выплат лицо должно обратиться к своему страхователю с заявлением на причитающиеся выплаты по возникшим обстоятельствам.

Так, страховщик обязан произвести выплаты пострадавшим в следующем объёме:

  • 400 000 рублей за поврежденное транспортное средство в результате аварии;
  • 500 000 рублей за нанесение вреда здоровью потерпевших лиц.

Если необходимо получит выплаты за причинённый вред здоровью, то гражданин подать следующие бумаги:

  • Документы, полученные от уполномоченных органов, которые зарегистрировали факт транспортного происшествия и получения вреда здоровью;
  • Заключения из медицинских учреждений о полученных травмах.

Узнайте, когда будут индексировать пенсии работающим пенсионерам.

Нужен Закон РФ «О коммерческой тайне» №98-ФЗ? Смотрите здесь.

Основные положения

Основные положения заключены в условиях действия и исполнения данного законодательного акта. Все возникающие обстоятельства и действия по ним строго регламентированы. Для оформления причитающихся потерпевшему выплат необходимо соблюсти все правила и подать, соответствующие для этого документы.

Все основные положения, прописанные в норме можно поделить на следующие группы:

  • Обязательность страхования и подлежащие этому действию объекты. Здесь прописываются основные понятия лиц участников гражданской ответственности, а также средства, которые подлежат оформлению. Также рассматриваются условия возникновения обстоятельств, по которым лица имеют право истребовать после оценочных действия суммы на восстановления повреждённых автомобилей или полученного вреда здоровью;
  • Счисление ущерба и порядок начисления сумм. Одна из важных групп в данном законодательстве. Она позволяет произвести все требуемые расчёты по полученному имущественному вреду. Определяется максимальное пороговое значение по выплатам. Прописываются требования по тарифам страхования и процентным соотношениям при расчёте фактически полученного вреда. Устанавливаются основания и правила по определению коэффициентов расчётов.
  • Порядок получения выплат и решение возникающих спорных ситуаций. Определяются права, на основании которых граждане могут требовать получения компенсационных выплат. Устанавливается механизм произведения отчислений и сроки получения рассчитанных при экспертизе повреждений сумм. Рассматриваются основания и порядки, по которым потерпевшие могут обратиться с исковым заявлением к страховщику в случае возникающих разногласий;
  • Определение лиц занимающихся страхование и контроль над их деятельностью. Закон описывает такого субъекта как страховщик и указывает его должностные действия, которые он должен совершать при взаимодействии с лицами обращающихся для оформления автомобиля или за получением причитающихся в результате аварии выплат. Также прописывается по имуществу страховых союзов и порядок проведения обязательных союзных взносов.

По каждой из представленных групп действуют свои положения. Закон охватывает широкий круг лиц. От виновников происшествия и потерпевших, до лиц, которые на основании свое профессиональной деятельности должны осуществлять оформление плисов и произведение расчётов возникающего вреда по установленным в законе страховым случаям.

40 ФЗ плотно пересекается с административным законодательством, в плане обеспечительных мер по соблюдению действующих положений.

Видео: Комментарии специалиста

Последняя редакция Федерального Закона №40 «Об ОСАГО»

Ежегодно в законодательство вносятся поправки. Это связанно со многими спорными ситуациями, которые возникают как между участниками происшествия, так и между ними и страховщиками.

В этом году правовой акт получил следующие изменения:

  • Расчёт в натуре. Теперь согласно новым правилам возмещения ущерба страховщики имеют право не производить прямые выплаты потерпевшим. Причитающиеся средства они будут направлять на расчётные счета мастерских, которые будут заниматься ремонтом повреждённого автомобиля;
  • Установлен срок минимального действия полиса в 1 год со дня оформления;
  • В части европротокола увеличиваются компенсационные выплаты до 100 000 рублей;
  • Рассмотрение претензий к страховщику увеличиваются до 10 дней;
  • Упразднена деятельность независимых экспертиз. Теперь их заключения не имеют юридической силы.

Это основные изменения редакции Федерального Закона №40 «Об ОСАГО», вступающие в силу в 2018 году.

Нужна информация о понятиях и системе Госслужбы в РФ? Подробнее здесь.

Интересует неустойка по Закону «О защите прав потребителей»? Смотрите далее.

Закон носит много спорных моментов, которые ежегодно обсуждаются парламентариями. Для оптимизации действия установленных норм необходимо проводить оценку деятельности страховых служб. А также действий со стороны потерпевших. Не всегда каждая из сторон участников ведёт себя надлежащим образом.

Основное содержание Закона об ОСАГО (принципы, тарифы, основные условия страхования)

В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ любой договор считается заключенным с момента согласования сторонами его существенных условий. Особенностью договора ОСАГО (см. прил. 2) является определение всех его существенных условий в Федеральном законе от 25.04.2002 г. № 40ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Закон об ОСАГО). В силу ст. 942 ГК РФ для любых договоров имущественного страхования, к которым относятся и договоры страхования ответственности, существенными являются условия об объекте страхования, страховом риске, страховой сумме и сроке действия. Объектом страхования в данном случае являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности вследствие причинения вреда другим лицам в ходе эксплуатации транспорта.

В качестве страхового риска в Законе об ОСАГО определено наступление гражданской ответственности перед потерпевшими. При этом законодателем сделан ряд исключений, связанных:

  1. с повышенной степенью риска (причинение вреда в ходе соревнований);
  2. причинением труднопрогнозируемого (моральный вред) или слишком большого ущерба в сравнении с размером страховой премии (загрязнение окружающей среды, повреждение антикварных вещей, произведений искусства и т. п.);
  3. наличием других механизмов покрытия вреда (социальное страхование);
  4. повреждением транспортного средства страхователя, перевозимого на нем груза и установленного на нем оборудования (п. 2 ст. 6 Закона об ОСАГО).

Страховая сумма сторонами страхового договора может не согласовываться, так как она определяется в законодательном порядке и лишь воспроизводится в полисе. Пересматривать размер страховой суммы участники страхового договорного обязательства не вправе. Положения Закона об ОСАГО о размере обязательств страховщика построены на принципе восстанавливаемой страховой суммы, так как страховые компании обязаны будут возмещать потерпевшим в ДТП вред в пределах указанных выше величин независимо от числа страховых случаев за период страхования. Срок действия договора также установлен Законом об ОСАГО и составляет один год. Стороны лишены права договариваться об иных сроках действия договора, но у страхователя сохраняется право в любое время отказаться от договора (п. 2 ст. 958 ГК РФ), направив страховщику письменное заявление об этом. В этом случае во избежание административной ответственности за неисполнение обязанности по обязательному страхованию владелец транспортного средства должен немедленно заключить договор страхования с другим страховщиком. По истечении годичного срока договор автоматически пролонгируется на следующий год, но, если в течение 30 дней после этого страхователь не заплатит страховую премию, действие договора прекращается. В законодательном порядке закреплены основные принципы и механизм расчета размера страховой премии. Правительством РФ будут устанавливаться предельные уровни страховых тарифов, которые не могут изменяться чаще, чем один раз в полугодие. Законом об ОСАГО предусмотрен перечень повышающих и понижающих коэффициентов, которые страховщики вправе использовать при расчете размера премии на основе базовой ставки. Законодателем введен ряд условий, ограничивающих размер и структуру страховых премий. Так, часть премии, которая пойдет на обеспечение ведения дел страховыми компаниями, не может составлять более 20 % от общей ее величины.

Это интересно:  Знак Осторожно дети 1.23: картинка, ПДД в 2019 году

Максимальный размер страховой премии, как правило, не может превышать трехкратную величину базовой ставки, а в случае применения повышающих коэффициентов, отражающих неправильное поведение страхователя, — пятикратную величину этой ставки. Остальные условия договора, за исключением пяти конкретных позиций, которые в соответствии с Законом об ОСАГО стороны могут определять по своему усмотрению (в частности, срок и способ сообщения страхователем страховщику о ДТП, иные сроки прибытия представителя страховой компании для осмотра поврежденного имущества, возможность организации и оплаты страховщиком ремонта поврежденного имущества, условия ограниченного использования транспортного средства и, наконец, порядок предоставления страхователем своего транспортного средства страховщику для осмотра после ДТП), должны соответствовать типовым условиям, утверждаемым Правительством РФ. Страхователями признаются все владельцы транспортных средств, как являющиеся его собственниками, так и пользующиеся ими на любом законном основании (аренда, доверенность и т. д.). Законом об ОСАГО освобождены от обязанности заключения такого договора владельцы: чья ответственность застрахована другими лицами; владельцы транспортных средств с максимальной конструктивной скоростью (скорость, заложенная в конструкции транспортного средства) не более 20 км/ч, транспортных средств, имеющих характеристики, исключающие их участие в обычном дорожном движении; транспорта Вооруженных Сил, предназначенного для военных целей; а также транспортных средств, зарегистрированных в других государствах, при условии что ответственность этих владельцев застрахована в рамках международных систем обязательного страхования, в которых участвует Россия. Когда у одного транспортного средства несколько владельцев, они своим соглашением могут определить, кому из них целесообразно стать страхователем. Более сложный вопрос: сколько договоров обязательного страхования должен заключить (и сколько полисов должен иметь) владелец нескольких транспортных средств, если он управляет всеми ими сам? В настоящее время среди специалистов страхового дела превалирует точка зрения, согласно которой такой владелец должен покупать отдельный полис на каждое транспортное средство. Однако подобный подход не является бесспорным, так как обязательное страхование в данном случае приобретает признаки своеобразного «налога на собственность», поскольку гражданская ответственность не может быть кратной числу транспортных средств, находящихся в собственности (владелец в каждый конкретный момент может управлять лишь одним таким средством). Страхователи имеют почти все те права и несут те же обязанности, которые присущи любым другим страхователям по договорам имущественного страхования. Но основное для этой категории субъектов страховых правоотношений — это право требования к страховщику о выплате страхового возмещения потерпевшему. Здесь оно, как, впрочем, и по договорам добровольного страхования гражданской ответственности, ограничено в силу того, что эти договоры заключаются в пользу третьих лиц. Страхователь может предъявить такое требование лишь в том случае, если потерпевший отказался от своего права требования к страховой компании.

Помимо обязанностей, обычных для страхователей, Законом об ОСАГО возложен на них ряд дополнительных обязанностей. В частности, управляя транспортным средством, такие страхователи обязаны иметь при себе полис обязательного страхования. Этот полис должен быть и при любом другом водителе транспортного средства. Кроме того, страхователь обязан предоставлять другим участникам ДТП по их требованию информацию о договоре страхования, а по требованию страховой компании — свое транспортное средство, участвовавшее в дорожном происшествии, для осмотра или проведения независимой экспертизы и т. д. Страхователь обязан до добровольного удовлетворения требования потерпевшего о возмещении вреда поставить страховщика в известность об этом и подчиняться его указаниям, а в случае подачи потерпевшим иска к нему в суд — привлечь страховщика к участию в деле. Застрахованными по договору обязательного страхования, то есть лицами, чья гражданская ответственность может быть покрыта по одному полису вместе со страхователем, являются иные законные владельцы того же транспортного средства. Согласно п. 2 ст. 15 Закона об ОСАГО в полисе страхователь вправе указать одного такого владельца, но в силу того же закона застрахованной будет считаться также ответственность других владельцев, использующих транспортное средство на законном основании. К числу очевидных недостатков данного законодательного акта следует отнести то обстоятельство, что в нем фактически никак не урегулированы права и обязанности застрахованных. Если подходить формально к толкованию положений Закона об ОСАГО, то, строго говоря, застрахованные могут, например, не извещать страховщика о страховом событии в установленные договором сроки, так как стороной договорного правоотношения не являются и условия договора их не обязывают к обращению к страховщику.

Потерпевшие должны быть отнесены к числу субъектов обязательного страхования, хотя формально в договоре не участвуют. Как уже указывалось, договоры обязательного страхования гражданской ответственности являются разновидностью договоров в пользу третьих лиц, а именно потерпевших при ДТП. Потерпевшим Закон об ОСАГО признает любое лицо, жизни, здоровью или имуществу которого нанесен вред при использовании транспортного средства. Потерпевшими могут быть как физические лица (по всем видам вреда), так и юридические лица (но лишь в части материального ущерба). Потерпевший является центральной фигурой страхового правоотношения, и он обладает наиболее широким объемом прав. Он вправе требовать от страхователя или водителя дать ему сведения о договоре страхования, заявлять напрямую страховщику требование о возмещении вреда, самостоятельно проводить экспертизу поврежденного имущества, если страховая компания не осмотрела имущество и не назначила экспертизу в установленные договором сроки. Закон об ОСАГО возлагает на потерпевшего и ряд обязанностей. Так, он должен известить страховую компанию о ДТП, если намерен предъявить к ней требование о возмещении вреда, сохранять поврежденное имущество или его остатки до осмотра страховщиком и назначения независимой экспертизы. В случае причинения гражданину физического вреда он обязан представить страховой компании полный комплект документов, подтверждающий размер вреда. Неисполнение потерпевшим своих обязанностей не должно влечь какихлибо санкций, так как он не является участником договора страхования, но это может поставить его в трудное положение с точки зрения доказывания страховщику факта страхового события и размера понесенного вреда. Важно отметить, что потерпевший сохраняет свой статус в рамках Закона об ОСАГО даже в том случае, когда полис обязательного страхования у владельца транспортного средства отсутствует либо когда виновник ДТП не известен. В такой ситуации потерпевшие вправе требовать от Профессионального объединения страховщиков (Российского союза автостраховщиков) компенсационные выплаты в таком же размере, как и по полису. В Законе об ОСАГО значительное место уделено регламентированию прав и обязанностей страховщиков, осуществляющих обязательное страхование гражданской ответственности. Законодатель целенаправленно ограничил круг страховых компаний, которые будут заниматься этим бизнесом: к данной деятельности будут допускаться только те страховые компании, которые имеют не менее чем двухлетний опыт работы в этом сегменте рынка. Страховщики смогут заниматься рассматриваемым видом страхования при условии получения специальной лицензии на этот вид деятельности и вступления в члены Российского союза автостраховщиков.

Рассматриваемый договор определен в законодательстве как публичный — это означает, что страховщики не вправе комулибо отказать в заключении такого договора и прекращать его досрочно. В порядке компенсации ограничения свободы договора им предоставлено право применения на следующий год повышающих коэффициентов при расчете размера страховой премии, связанных с неправильным поведением контрагента, а также регресса к страхователям и иным лицам, чей риск гражданской ответственности застрахован по договору обязательного страхования:

  • когда вред жизни или здоровью потерпевшего причинен вследствие умысла указанного лица;
  • виновный находился за рулем в состоянии опьянения либо не имел права на управление транспортным средством;
  • виновный скрылся с места ДТП;
  • если виновный не был включен в полис в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством. Страховщик обязан принимать заявления потерпевших о возмещении вреда, осматривать поврежденное в ДТП имущество или назначать независимую экспертизу в установленные договором сроки. В силу Закона об ОСАГО он должен принять решение по заявлению потерпевшего в течение 15 календарных дней. Страховая компания, выдавшая полис обязательного страхования, вправе выдвигать страхователю те же возражения, какие могла бы выдвинуть потерпевшему в том случае, когда страхователь не известил ее о намерении добровольно удовлетворить требование потерпевшего о возмещении вреда или не привлек к участию в судебном деле по иску потерпевшего.

Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств должен заключаться на основании письменного заявления владельца транспорта в виде единого документа. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность страхового договора. При его заключении страховщик выдает страхователю полис установленной формы и специальный знак государственного образца. Наличие знака при отсутствии полиса не является доказательством заключения страхового договора.

Споры о тарифах по обязательному страхованию не утихли и до сих пор. Основной упрек страхователей — неадекватно высокая стоимость обязательного полиса при отсутствии внятного экономического обоснования этой цены.

План разработчиков тарифных ставок социально ориентирован — одни клиенты страховых компаний регулярно будут платить за убытки других клиентов. С «несправедливостью» тарифов дело обстоит так: введение повышающих коэффициентов перекладывает весь груз технических проблем (18 % незастрахованных и пр.) на страхователей, но перераспределяет этот груз на каждого из них с упоминанием таких индивидуальных особенностей, как мощность двигателя, возраст застрахованного и т. п.

Введение поправочных коэффициентов, в теории, призвано компенсировать индивидуальные особенности водителя и используемого им транспортного средства, например, то, что водитель Иванов лучше водит машину, чем Петров, или то, что машина Иванова тяжелее машины Сидорова и по законам физики может причинить большие повреждения на той же скорости.
По закону лимит страховой суммы по возмещению причиненного вреда для любых транспортных средств не превышает 400 тыс. руб. Тарифы повышаются при наличии «страховых случаев, произошедших по вине страхователя (владельца транспортного средства) в период действия предыдущих договоров обязательного страхования». Но за рулем автомобиля в момент аварии мог находиться не страхователь, а лицо, вписанное в полис наряду со страхователем. То есть страхователя могут попытаться заставить платить за чужие ошибки. Более того, лицо, совершившее аварию и вписанное в полис одного страхователя, может быть вписано в полис другого страхователя или являться страхователем другого автомобиля. И для него увеличения страховых тарифов не происходит.

Это интересно:  Возврат товара в течении 14 дней без объяснения причин - закон и комментарии

На примере развитых стран, а теперь все чаще и в России мы видим, что у одного собственника может быть более одного автомобиля. Очевидно, что если он является единственным водителем, то не может одновременно находиться за рулем нескольких своих машин. И если он едет на одной машине, то другие, стоя в гараже, попасть в аварию не могут. Логика страхования в этом случае должна какимто способом разделить один страховой платеж на несколько машин.

Принятые тарифы не меняются при вписывании в полис ограниченного количества лиц, допущенных к управлению автомобилем. Их может быть хоть несколько десятков. Но если водитель чувствует себя плохо или по другим причинам не имеет права управления автомобилем в данную минуту, а рядом может не оказаться того, кто сможет законно взять управление на себя, то в таком случае нельзя отдать свою машину на время даже ремонтнику, который хочет диагностировать ваш автомобиль на ходу. И сотрудник ГИБДД не будет иметь права при необходимости воспользоваться автомобилем, не нарушая закон.

Обязательное страхование гражданской ответственности предусматривает возможность страхования на небольшой срок или на период. Если исходить из того, что опасность аварии не зависит от времени года, то стоимость страховки должна быть строго пропорциональна периоду страхования. Так, при страховании на шесть месяцев вы должны были бы заплатить половину (коэффициент 0,5) от страховки на год. С нас же при страховке на полгода требуют заплатить за 8,4 месяца (коэффициент 0,7), то есть почти в полтора раза дороже. На самом деле сезонная эксплуатация обычно связана с тем, что водители ездят летом, то есть в более благоприятных дорожных условиях, чем зимой, и поэтому должны платить меньше, чем зимой.

Права страхования на зимний период еще нужно добиться — ему противоречит утверждение о том, что при регистрации транспортного средства его владелец должен предъявить сотруднику регистрирующего органа страховой полис обязательного страхования, подтверждающий заключение договора обязательного страхования сроком на один год.
Многие противоречия обязательного страхования могут быть устранены, если страховать ответственность водителя безотносительно автомобиля. Действительно, аварию совершает не автомобиль, а водитель. Его квалификация, ответственность, состояние здоровья в основном определяют безопасность движения. Сохранив обязательность страхования, но перенеся ее на водителя, можно логично и справедливо учесть как те факторы, которые уже приняты во внимание обязательным страхованием, так и новые, от которых зависит безопасность движения.
Страховать нужно не автомобиль, а водителя. Тогда и ответственность и безопасность движения возрастут и обязательное страхование гражданской ответственности будет в большей степени соответствовать интересам водителя, а не страховых компаний.

Автострахование ОСАГО

Основные положения ОСАГО

ОСАГО — это Обязательное Страхование Автомобильной Гражданской Ответственности. Часто мы слышим такие понятия как «автогражданка», «полис гражданской ответственности», «обязательная страховка гражданской ответственности» и т.д. Всё это относится к аббревиатуре ОСАГО.

В первую очередь ОСАГО — это страхование гражданской ответственности владельца автомобиля. Поэтому если в случае ДТП не нужно ломать голову, где взять определённую сумму, чтобы покрыть все убытки. Всё сделает страховая компания, в которой оформлен полис ОСАГО.

ОСАГО регулируется Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ, который называется «Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» с изменениями 21 июля 2005 г., а также прилагаемыми к нему Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. N 263

Владельцы транспортных средств обязаны за свой счет страховать в качестве страхователей риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев:

а) транспортных средств, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 километров в час;

б) транспортных средств, на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения законодательства Российской Федерации о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории РФ;

в) транспортных средств Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;

г) транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных систем обязательного страхования, участником которых является Россия.

Не обязаны также страховать автогражданскую ответственность владельцы транспортного средства, риск ответственности которого уже застрахован.

У каждой страховой компании свои условия страхования автомобилей. Существуют общие условия автострахования для всех страховых компаний. Автовладелец может заключить договор в следующих случаях:

— до того, как его автомобиль поставят на учёт;

— с условиями рассрочки взноса по 50% и меньше;

— вызвав непосредственно к себе представителя страховой компании;

Преимущества в случае заключения договора:

— владелец автомобиля может перезаключать договоры страхования на другие транспортные средства;

— он можете получать юридическую консультацию бесплатно;

страхование автотранспортное гражданская ответственность

Страховая выплата по каждому страховому случаю не может превышать величину установленной страховой суммы.

Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.

Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.

Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от:

территории преимущественного использования транспортного средства;

наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев указанного транспортного средства в предшествующие периоды;

иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств

Максимальный размер страховой премии по договору обязательного страхования не может превышать трехкратный размер базовой ставки страховых тарифов, скорректированной с учетом территории преимущественного использования транспортного средства, а при применении коэффициентов — ее пятикратный размер.

Срок действия договора ОСАГО составляет один год. Он продлевается на следующий год, если страхователь не позднее чем за 2 месяца до истечения срока действия этого договора не представил страховщику письменное заявление об отказе от продления срока действия договора.

Имея полис ОСАГО, убытки возмещаются в следующих случаях:

2. При повреждении.

В случае ДТП страхователь получает определённую выплату. Однако это происходит только в том случае, когда он предоставит следующие документы:

1. акт осмотра транспортного средства;

2. заявление о выплате возмещения страхователем;

3. фотография повреждений автомобиля;

4. акт осмотра транспортного средства;

5. если он попал в аварию, то он должен предоставить справку из милиции;

6. в том случае, если причинён вред здоровью, он должен предоставить справку из медучреждения;

Страховая выплата обязательно осуществляется страховщиком на основании договора страхования либо закона на основании заявления и страхового акта.

Ущерб компенсируют через 15 дней после того, как будет предоставлен последний документ. В течение пяти дней страховщик сделает оценку повреждений после того, как ознакомится с заявлением о выплате.

Изначально закон об ОСАГО предусматривал только один способ организации выплат: потерпевшая сторона обращалась к страховщику лица, причинившего вред. Такая организация выплат возможна ввиду того, что страховщики ОСАГО должны иметь свои офисы либо представителей во всех регионах страны.

Однако, согласно поправкам в закон об ОСАГО от 1 декабря 2007 года, с 1 марта 2009 года начнёт действовать прямое возмещение убытков. При такой организации выплат, застрахованный потерпевший будет обращаться за выплатами к своему страховщику. Это будет возможно, если вред нанесён только имуществу и если все два участника ДТП застрахованы по ОСАГО.

11 июня 2008 года Госдумой был принят закон «О внесении изменений в ст.3 федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон „Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств“» и ст.2 федерального закона «О внесении изменений и дополнений в закон РФ „Об организации страхового дела в РФ“» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ», согласно которому прямое возмещение убытков перенесено на март 2009 г.

В октябре 2009 года президиум Российского союза автостраховщиков принял новую редакцию «Соглашения о прямом возмещении убытков», согласно которому с 1 ноября 2009 года правило прямого возмещения убытков действует применительно ко всем полисам ОСАГО, когда бы они ни были выданы (до этого правило действовало лишь в отношении полисов, купленных после 1 марта 2009 года). Однако правило не распространяется на ДТП, произошедшие до 1 марта 2009 года.

С момента вступления в силу Закона об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) все владельцы автомобиля обязаны застраховать свою гражданскую ответственность, которая наступает при совершении ДТП. Без полиса ОСАГО нельзя получить талон техосмотра, а также поставить автомобиль на учет.

Стоимость полиса ОСАГО во всех страховых компаниях одинакова и зависит от мощности двигателя автомобиля, возраста, стажа водителя и других параметров (тарифы утверждены Правительством РФ).

По ОСАГО страхуется ответственность владельца транспортного средства, которая возникает в основном в случае вины водителя. Так что в подавляющем большинстве случаев страховая компания платит вместо виновного потерпевшему и никаких санкций к виновному не предъявляет. Но есть ряд ограничений — п.76 Правил ОСАГО (Постановление Правительства №263): Страховщик имеет право предъявить к причинившему вред лицу (страхователю или иному лицу, риск ответственности которого застрахован по договору обязательного страхования) регрессные требования в размере произведенной страховщиком страховой выплаты, а также расходов, понесенных при рассмотрении страхового случая.

Страховщик берет на себя обязательства возместить в пределах лимита ответственности ущерб, который страхователь в силу закона обязан компенсировать потерпевшим третьим лицам за вред причиненной их жизни, здоровью или имуществу. В табл. № 1 дана структура страхового тарифа по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО).

Таблица 1 Структура страхового тарифа ОСАГО

Статья написана по материалам сайтов: poiskzakona.ru, zakonobosago.ru, zakonmaster.ru, ins-capital.ru, studbooks.net.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий