Закон о страховании грузов — страхование при транспортировании опасных грузов помощь юриста

Чтобы перевезти тот груз, который относится к категории опасных, необходимо соблюдение особых условий. Связано это с высоким уровнем риска, причиной которому служат естественные свойства груза.

Что может быть застраховано

Для удобства все опасные грузы подразделяются на классы. Всего выделяет 9 классов опасных грузов:

  • взрывчатые вещества, способные вызвать пожар;
  • сжатые и скомпрессованные газы, перевозка которых требует соблюдения определенного уровня давления и температуры. Примером такого груза может служить аэрозоль;
  • горючие жидкости и их смеси. Такие жидкости также могут воспламеняться при низкой, средней или высокой температуре, поэтому поддерживать необходимые условия при такой транспортировке особенно важно;
  • материалы, воспламеняющиеся от внешних источников, которыми могут быть, например, вода или трение;
  • окисляющие вещества, способные выделять кислород, а, следовательно, и гореть;
  • ядовитые вещества, которые при попадании в организм могут вызвать смерть или тяжелое отравление;
  • радиоактивные вещества;
  • едкие вещества, опасные для слизистой оболочки человека. К этой же категории относятся вещества, способные вызвать коррозию металла;
  • вещества – исключения, которые имеют настолько низкую опасность, что ни к одному из перечисленных выше классов отнести их нельзя, однако, исключить из перечня также невозможно.

Как видно, грузы, входящие в перечень опасных, неоднородны, поэтому и универсальных правил для их перевозки быть не может. Это еще один довод в пользу подобного разделения на классы – предъявлять уникальные требования к перевозке по видам опасных грузов куда более удобно, чем по каждому из грузов.

С точки зрения страхования опасные грузы подразделяются на «опасные» и «особо опасные». Ко второй категории относятся ядерные и радиоактивные материалы (класс 7).

Условия страхового договора определяют перечень страховых случаев и варианты возмещения ущерба страхователю.

Относительно опасных грузов существует несколько категорий условий, каждая из которых обозначается литерой:

  • А – комплексное страхование груза от всех возможных рисков. Кроме того, страхование по категории А позволяет страхователю получить возмещение за приложенные усилия по спасению груза. Такое страхование отличается высокой стоимостью, но позволяет страхователю чувствовать себя защищенным от любого рода форс-мажоров;
  • B – страхование подразумевает ограниченный перечень рисков, в который входят стихийные бедствия, крушения самолетов, судов и наземных транспортных средств, пожары и взрывы. Случай считается страховым, в том числе и если груз уничтожен не полностью, а частично;

Условия В признают риском и пропажу транспорта (вместе с грузом) без вести, однако, нужно уточнить, что пропавшим без вести транспорт считается лишь по истечении установленного срока, который для морских судов, например, составляет 60 дней, для авиации – 120 дней, а если груз перевозится на ЖД транспорте – всего 30 дней.

  • С – условия этой категории схожи с условиями предыдущей, однако, возмещение ущерба за частичное уничтожение происходит только в результате крушения транспорта. Если часть груза оказалась уничтожена стихийным бедствием (например, молнией), возмещения не последует;
  • 001.ГР – это условие подразумевает, что груз будет застрахован также и в период хранения, если срок хранения составляет не более 30 дней. По желанию страхователя это срок может быть продлен – для этого необходимо заключить индивидуальную договоренность со страховщиком. Страхование 001.ГР является дополнительным по отношению к предыдущим категориям – отдельно от них такая услуга не оказывается.

Про страхование грузов в международных перевозках читайте в этой статье.

Виды рисков

Видов страховых рисков при перевозке опасного груза всего три. Это:

  1. Уничтожение или частичное повреждение груза.
  2. Причинение вреда здоровью (вплоть до летального исхода) третьим лицам.
  3. Загрязнение окружающей среды.

В последнем случае компания – страховщик берет на себя расходы не только по чистке и приведению территорий, принадлежащих третьим лицам, в надлежащий вид, но и по захоронению и утилизации опасного груза.

Рисков – исключений, которые не подразумевают возмещения убытков страхователю, существует огромное количество. В их число входят:

  • разрушение груза, вызванное его собственными естественными свойствами. Например, если жидкое вещество забродило или самовозгорелось, страховщик не несет за это никакой ответственности;
  • изменение формы груза под собственным весом;
  • снижение качества груза по причине коррозии или плесени;
  • повреждение груза вредителями (грызунами, червями и прочими);
  • повреждение по причине недостаточной упаковки;
  • снижение качества груза, вызванное непредвиденной задержкой доставки.

Естественно, страховщик не будет также возмещать убыток страхователю, если ущерб возник по причине халатности страхователя (или одного из рабочих страхователя, например, грузчика) или по его злому умыслу (согласно ст. 963 ГК РФ).

Также страховым случаем не является повреждение груза злоумышленниками – в этом случае страховая компания не станет возмещать ущерб, а самому владельцу груза нужно обращаться в правоохранительные органы.

Основные правила страхования опасных грузов

Как правило, страхователь в первую очередь интересуется у страховщика, каким образом рассчитывается выплата и когда она будет ему возмещена в случае наступления страхового случая.

При расчете страховой выплаты основные споры вызывает право страховщика (данное ему законом «Об организации страхового дела в РФ») использовать понижающие и повышающие коэффициенты (вторые используются гораздо реже).

Основанием для применения понижающего коэффициента является заключение экспертов, подтверждающее, например, что груз перевозился в условиях, увеличивающих вероятность наступления страхового случая (например, если перевозчик халатно отнесся к поддержанию необходимой для транспортировки температуры).

В большинстве случаев на снижение страховой суммы страхователь не согласен, и спор решается в суде.

Определяется сумма убытка (а, следовательно, и страховой выплаты страхователю) исходя из ситуации:

  • если страховой груз полностью утратил свойства, возмещается сумма ущерба, фигурирующая в договоре;
  • если страховой груз пропал без вести вместе с транспортом, выплачивается сумма, ограниченная лимитом, фигурирующим в договоре;
  • если страховой груз поврежден частично, сумма выплаты составляет разницу между стандартной и уцененной стоимостями.

Сумма возмещения должны быть передана страхователю в течение 15 дней с момента признания компанией случая страховым или с момента решения суда в пользу истца – выгодоприобретателя.

При этом страхователь не может претендовать на получение выплаты в иностранной валюте – согласно закону «Об организации страхового дела в РФ» выплата выгодоприобретателю осуществляется только в рублях.

Для того чтобы получить выплату, страхователь должен предоставить следующие бумаги:

  1. Заявление в свободной форме.
  2. Страховой акт, составленный страховщиком.
  3. Документы, отражающие, что между наступлением страхового случая и повреждением груза есть связь.
  4. Решение суда (если нужно).

Страхование транспортировки опасных грузов – не самая любимая страховщиками процедура, ведь, во-первых, риск возможной аварии крайне велик, во-вторых, при наступлении аварии, вероятно, придется вступать в разбирательство не только со страхователем, но и с третьими лицами. Поэтому страхование перевозок опасных грузов сейчас – одна из самых дорогих услуг страхования.

Однако, очевидно, что если закон об обязательном страховании опасных грузов, действующий во многих странах Европы (в том числе и в Украине), будет принят и в РФ (а сейчас он находится на стадии разработки), эта услуга станет гораздо доступнее.

Про страхование груза при перевозке ЖД транспортом подробнее смотрите тут.

Какие бывают виды социального страхования в России, вы можете найти в этой статье.

Видео: Комплексное решение проблем: страхование грузов и ответственности за груз

Страхование опасных грузов

Естественные качества и свойства категории опасных грузов являются источником высоких рисков при перевозках подобных объектов, выполняемых в соответствии со специальными нормами безопасности и правилами перемещения. Страхование опасных грузов помимо традиционного страхования (имущественного) дополняется страхованием ответственности страхователя за ущерб окружающей среде и иным лицам.

Страхованию подлежат не противоречащие закону имущественные интересы, касающиеся компенсации страхователем нанесенного им при перевозке опасных объектов урона физическому состоянию граждан (физических лиц), среде окружения, имуществу (граждан, организаций).

К опасным объектам отнесены отходы производственной и иной деятельности, изделия и материалы, которые из-за своих естественных свойств и качеств при возникновении определенных факторов при перевозке могут явиться причиной:

  • взрыва, возгорания (пожара);
  • повреждения технических устройств, сооружений;
  • нанести материальный ущерб и урон окружающей среде;
  • привести к отравлению, травмированию или гибели людей, животных, растений.

К таковым причислены взрывчатые, самовозгорающиеся или легковоспламеняемые материалы, газы, радиоактивные и токсичные вещества и иные.

Что является страховой ситуацией?

Страховым событием классифицируется случай, имевший место при перевозе опасных грузов и ставший причиной ущерба физическим лицам (жизни, здоровью), среде окружения, собственности граждан и организаций, а также гражданско-правовая ответственность страхователя по компенсации нанесенного урона.

Страховой договор в отношении опасных объектов определяет покрытие:

  • уничтожения, потери или повреждения объекта;
  • причиненного ущерба иным физическим лицам (кончина, травма, нетрудоспособность);
  • повреждения движимой и недвижимой собственности иных лиц (автотранспорта, животных, зданий, построек);
  • загрязнения среды окружения, включающее затраты на дезактивацию объектов (зданий, оборудования, территорий) и необходимых/целесообразных затрат для проведения захоронения радиоактивных объектов, непригодных для последующего применения.

Лимиты ответственности и страховые суммы

В части страхования самого груза лимит ответственности выводится по документам, подтверждающим его цену, а в части страхования ответственности — из максимально возможного размера ущерба (здоровью, имуществу, среде окружения), нанесенного в ходе страхового явления.

Это интересно:  Возможные вопросы на собеседовании и ответы на них

Стоимость страхования устанавливается в зависимости от класса и объема груза, типа и вида транспорта для его перемещения, срока страхования перевозки опасных грузов и иных условий, которые могут оказать влияние на образование страховой ситуации. Базовый страховой тариф устанавливается в пределах 0,05 — 0,5%.

Договором допускается наличие безусловной франшизы (от 1% страховой суммы).

Договорные условия

Условия, указываемые в страховом документе, могут различаться в зависимости от используемого для перевозки опасного объекта вида транспортного средства.

Если перемещение выполняется на железнодорожном транспорте, то страховщику вменяется в обязанность компенсация ущерба от полного уничтожения или частичного повреждения груза при:

  • аварии подвижного состава из-за разрушения железнодорожного полотна;
  • столкновения состава с транспортными средствами или объектами, принадлежащими железнодорожному ведомству;
  • пожара при погрузке/выгрузке опасного груза;
  • стихийного бедствия или хищения.

При перевозе груза автомобильным транспортом в договоре страхования указываются перечисленные условия, дополняемые обязательством возмещения ущерба при:

  • взрыве в ходе погрузочно-разгрузочных мероприятий;
  • падении транспорта/груза с путепроводов и мостов;
  • пропаже без вести транспортного средства, перевозившего опасный груз;
  • иных случаях, которые не могут быть квалифицированы как дорожно-транспортное происшествие (ДТП).

Указываемые в соглашении условия возмещения потерь от полного/частичного уничтожения опасного груза в ситуации его транспортировки средствами воздушного транспорта имеют некоторые отличия от правил, применяемых к наземному транспорту. К страховой ситуации должны быть отнесены взрыв или пожар не только во время работ по выгрузке и погрузке, но и во время выполнения полета. Договор страхования опасных грузов должен содержать обязательство возмещения убытка грузовладельцу также в случае поломки (аварии) оборудования воздушного судна и пропаже без вести самого судна (с грузом).

Варианты возмещения убытков при использовании морского транспорта указываются по аналогии с ситуациями с использованием воздушного транспорта.

Страхование опасных грузов дает возможность страховщику значительно уменьшить или полностью обезопасить себя от убытков из-за разнообразных непредвиденных ситуаций, которые могут случиться при следовании груза по маршруту, перегрузе, промежуточном хранении. В интересах страховой организации – обеспечение опасному грузу режима максимальной безопасности.

Проблемы страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда при перевозке и транспортировании опасных грузов

КОЛЕСНИКОВ Александр Владимирович
начальник отдела организации технической экспертизы и расследования аварий Национального союза страховщиков ответственности

БЕЛЯВЦЕВ Иван Иванович
директор филиала АО «Индустриальный риск» в г. Воронеже

Номер журнала:

Мировой опыт в страховании опасных грузов

В мировой практике страхование гражданской ответственности перевозчика грузов — общепризнанная обязательная норма, позволяющая защитить себя и свой бизнес от претензий со стороны третьих лиц, которым может быть нанесен вред перевозимым грузом.
Например, в Украине страхование ответственности при перевозке опасных грузов — обязательный вид страхования. Осуществляется на основании Постановления Кабинета Министров Украины от 1 июня 2002 года № 733 «Об утверждении Порядка и правил проведения обязательного страхования ответственности субъектов перевозки опасных грузов на случай наступления негативных последствий во время перевозки опасных грузов».
Без заключения договора страхования ответственности при перевозке опасных грузов разрешение на перевозку соответствующими контрольными органами не выдается. Страхованию подлежат имущественные интересы, которые не противоречат закону и связаны с возмещением вреда, причиненного при погрузке, перевозке или разгрузке опасных грузов: жизни и здоровью физических лиц; окружающей природной среде; имуществу физических и юридических лиц.
Размер страховой суммы зависит от количества полных и неполных тонн груза, а также от класса опасности груза.
Страховому возмещению подлежит прямой вред жизни, здоровью и имуществу третьих лиц, окружающей природной среде при погрузке, перевозке или разгрузке опасных грузов, причиненный страхователем.

Ситуация в России

Что же касается России, то гражданская ответственность владельцев некоторых объектов транспортирования опасных грузов подлежит страхованию в рамках Федерального закона от 27 июля 2010 года № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (далее Закон № 225-ФЗ). Это касается только тех объектов, которые подлежат регистрации в качестве опасных производственных объектов (далее ОПО) в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
К таким объектам относятся:
— магистральные газопроводы,
— магистральные продуктопроводы,
— магистральные нефтепроводы,
— магистральные аммиакопроводы,
— участки транспортирования опасных веществ использованием технических средств.

Выплаты по договору страхования

В соответствии с Законом № 225-ФЗ размеры страховых выплат по договору обязательного страхования составляют:
1. 2 млн рублей — в части возмещения вреда, причиненного жизни каждого потерпевшего.
2. Не более 25 тысяч рублей — в счет возмещения расходов на погребение каждого потерпевшего.
3. Не более 2 млн рублей — в части возмещения вреда, причиненного здоровью каждого потерпевшего.
4. Не более 200 тысяч рублей — в части возмещения вреда, причиненного в связи с нарушением условий жизнедеятельности каждого потерпевшего.
5. Не более 500 тысяч рублей — в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего — физического лица.
6. Не более 750 тысяч рублей — в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего — юридического лица.
Следует отметить, что на вред, причиненный природной среде, Закон № 225-ФЗ не распространяется.
Что же касается объектов, не подпадающих под действие Закона № 225-ФЗ, в настоящее время страхование гражданской ответственности перевозчика опасных грузов в России осуществляется на добровольной основе. Как правило, по таким договорам страховщик несет ответственность перед третьими лицами за нанесенный страхователем ущерб в процессе перевозки (транспортировки) опасных грузов, включая погрузочно-разгрузочные работы, возникший в силу причин внезапного, непредвиденного и непреднамеренного характера.
Страховая сумма определяется по договоренности между страховщиком и страхователем, но она должна соответствовать принципу достаточности для возмещения возможного ущерба.
Страховые тарифы зависят от ряда факторов, например, таких как вид опасного груза, количество груза, расстояние перевозки и др. В основном базовый страховой тариф устанавливается в пределах 0,05-0,5 %.
Однако если закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда при перевозке и транспортировании опасных грузов, действующий во многих странах Европы, будет принят и в России, эта услуга станет гораздо доступнее.

Закон о страховании грузов — страхование при транспортировании опасных грузов помощь юриста

  • Страхование грузов
  • Страхование опасных грузов
  • Правила страхования грузов
  • Страхование ответственности перевозчиков и экспедиторов
  • Заявка на страхование грузов

Правила страхования грузов

Страхование грузов в России подчиняется Федеральному закону от 31 декабря 1997 года № 157-ФЗ «О страховании». Однако в этом законе описывается деятельность страховых организаций, но нет слов о страховании грузов. Соответственно страхование грузов подчиняется заключенным договорам со страховыми компаниями, которые не противоречат основному закону № 157-ФЗ «О страховании».

Международные правила страхования грузов.

В соответствии с международными правилами страхования грузов существуют 3-и стратегии страхования, которые обеспечивают защиту груза при разной ответственности страховой компании.

Стратегия – 1

Груз страхуется от всех рисков, за исключением определенного перечня, которые прописывается в договоре. Обычно исключения составляют:

  • Война и ее последствия
  • Атомный взрыв
  • Умысел или грубая небрежность Страховщика
  • Влияние температуры, трюмного воздуха или особых свойств груза, вызвавших его повреждение
  • Несоответствия упаковки, вызвавшей повреждение груза
  • Пожар, взрыв
  • Повреждение насекомыми, червями и т.п.
  • Недостача груза при целостности упаковки
  • И т.п.

Стратегия – 2

Груз страхуется только от тех рисков, которые указаны в договоре. Обычно их 5:

  • Стихийные бедствия, огонь, пожар, молния и т.п.
  • Пропажа транспорта (и груза) без вести
  • Несчастные случая при погрузочно-разгрузочных работах
  • Авария
  • Целесообразные расходы по спасению груза или уменьшения убытков

Стратегия – 3

Груз страхуется только от полной гибели. При этом частичные повреждения не возмещаются.

Эти 3 стратегии ранее были заложены и в правилах страхования грузов времен СССР. Но закон сейчас не действует. А сами правила страхования грузов легли в основу договоров страховых компаний , которые занимаются этим видом страхования. Каждая страховая компания предлагает заключить свой собственный договор. Приведем старый вариант правил страхования грузов, легших в основу современной Российской практики.

Правила страхования грузов

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СССР.
24 декабря 1990г. N 140 (ЗП 94-5)

Общие положения и объем ответственности.

1.На основании настоящих Правил органы государственного страхования заключают договоры страхования грузов с предприятиями и организациями независимо от форм собственности, физическими лицами (грузоотправителями, грузополучателями).

2.По договорам страхования, заключенным в соответствии с настоящими Правилами, возмещаются убытки, происшедшие от случайностей и опасностей перевозки.

3.Груз считается застрахованным в сумме, заявленной страхователем, но не свыше стоимости груза, указанной в счете-фактуре или других документах, если другое не предусмотрено в договоре.

4.Договор страхования может быть заключен на основании одного из нижеследующих условий:

1. «С ответственностью за все риски»

По договору страхования, заключенному на этом условии, возмещаются:

  • убытки от повреждений или полной гибели всего или части груза, происшедшие по любой причине, кроме случаев, предусмотренных в пункте 6 Правил;
  • все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасанию и сохранению груза, а также по предупреждению дальнейших его повреждений.

1. «Без ответственности за повреждения»

По договору страхования, заключенному на этом условии, возмещаются, кроме случаев, предусмотренных в пункте 6 Правил:

  • убытки от полной гибели всего или части груза, причиненные пожаром, молнией, бурей, вихрем и другими стихийными бедствиями, крушением или столкновением поездов, судов, самолетов и других перевозочных средств между собой, или ударом их о неподвижные или плавучие предмет, посадкой судна на мель, провалом мостов, взрывом, повреждением судна льдом, подмочкой забортной водой, аварией при погрузке, укладке, выгрузке и приеме судном топлива, а также вследствие мер, принятых для спасения или для тушения пожара;
  • убытки вследствие пропажи транспортного средства без вести;
  • все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасению и сохранению груза, а также по предупреждению дальнейших его повреждений.
Это интересно:  Двойное подданство « UrExpert.Online

5.Ответственность по договору страхования начинается с момента, когда груз будет взят со склада в пункте отправления для первозки, и продолжается в течении всей перевозки (включая перегрузки и перевалки, а также хранения на складах в пунктах перегрузок и перевалок) до тех пор, пока груз не будет доставлен на склад грузополучателя или другой конечный склад в пункте назначения, указанном в страховом свидетельстве.

Не возмещаются убытки, происшедшие вследствие:

  • всякого рода военных мероприятий и их последствий, повреждения или уничтожения минами, торпедами, бомбами и другими орудиями войны, пиратских действий, а также вследствие народных волнений и забастовок, конфискации, реквизации, ареста;
  • прямого или косвенного воздействия атомного взрыва, радиоктивного заражения, связанного с любым применением атомной энергии и использованием расщепляемых материалов;
  • умысла или грубой неосторожности страхователя или его представителя, а также вследствии нарушения кем-либо из них установленных праил перевозки, пересылки и хранения грузов;
  • влияние температуры, трюмного воздуха или особых и естественных свойств груза, включая усушку;
  • упаковки или укупорки грузов с нарушением ГОСТов и ОСТов и отправления грузов в поврежденном состоянии;
  • пожара или взрыва, вследствии погрузки с ведома страхователя или представителя, но без ведома страховщика самовозгорающихся и взрывоопасных веществ и предметов;
  • недостачи груза при целости наружной упаковки;
  • повреждения груза червями, грызунами, насекомыми.

Не возмещаются также всякого рода косвенные убытки.

7.По договорам страхования, заключенным на условиях, указанных в пункте 4.2 Правил, кроме того, не возмещаются убытки, происшедшие вследствие:

  • отпотевания судна и подмочки груза атмосферными осадками;
  • обесценения груза вследствие загрязнения при целости наружной упаковки;
  • выбрасывания за борт и смытия волной палубного груза или груза, перевозимого в беспалубных судах;
  • кражи или недоставки груза.

8.По соглашению сторон условия страхования, указанные в пункте 4 Правил, могут быть изменены, дополнительные или заменены другими условиями, общепринятыми в страховой практике.

9.Ставки страховых платежей устанавливаются страховщиком в процентах от страховой суммы в зависимости от стоимости и вида перевозимого груза, вида транспортного средства и других данных, позволяющих определить степень риска при заключении договора. Заключение договора страхования.

10.Договор страхования грузов может быть заключен как по месту расположения страхователя, так и по месту нахождения груза на срок, указанный в пункте 5 настоящих Правил, если иное не предусмотрено в договоре.

11.Договор заключается на основании письменного заявления страхователя, составляемого в двух экземплярах. Заявление должно содержать следующие сведения:

  • точное название, род упаковки, число мест и вес груза;
  • номер и дата коносаментов или других перевозочных документов;
  • вид транспорта (при морской перевозке, — название, год постройки и тоннаж судна);
  • способ отправки груза (в трюме или на палубе, навалом, насыпью, наливом);
  • пункты отправления, пергрузки и назначения груза;
  • дату отправки груза;
  • страховую сумму;
  • вид условий страхования.

Кроме того, страхователь обязан сообщить и все другие, известные ему сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для определения степени риска. При необходимости (по усмотрению страховщика) договор страхования заключается с осмотром и составлением описи имущества.

12.На основании представленных страхователем данных страховщик определяет размер страхового платежа.

Первый экземпляр заявления о страховании после исчесления страхового платежа остается у страховщика, а второй с указателем суммы страхового платежа возвращается страхователю. Страхователь обязан единовременно уплатить страховщику причитающийся за страхование страховой платеж. Страховой платеж перечисляется на счет страховщика с соответствующем учреждении банка. Днем уплаты платежа считается день списания учреждением банка суммы платежа со счета страхователя.

13.Договор страхования вступает в силу на следующий день после уплаты страхового платежа, если иное не предусмотрено в договоре.

14.Страхователь обязан немедленно, как только это станет ему известно, сообщить страховщику о всех существенных изменеениях степени риска, как например: о значительном замедлении отправки груза, отклонения от обусловленного в договоре страхования или обычного пути, задержке рейса, изменения пункта перегрузки, выгрузки или назначения груза, перегрузке на другое судно, изменении способа отправки и т.д.

Изменения, происшедшие в степени риска после заключения договора страхования и увеличивающие размер риска, дают страховщику право изменить условия страхования и потребовать уплаты дополнительного платежа. Если страхователь не согласится на изменение условий страхования или откажется от уплаты дополнительного платежа, договор страхования прекращается с момента наступления изменений в риске с последующим возвратом части платежа за время, оставшееся до истечения срока страхования. Взаимоотношения сторон при наступлении страхового случая.

15.При наступлении страхового случая страхователь обязан принять все возможные меры с спасению и сохранению поврежденного груза, а также к обеспечению права на регресс к виновной стороне и в течении суток известить о случившемся страховщика.

16.Страховщик обязан не позднее 3 дней после получения всех необходимых документов приступить к составлению акта установленной формы.

Определение размера ущерба и выплата страхового возмещения производится в соответствии с Инструкцией по определению ущерба и выплате страхового возмещения по добровольному страхованию имущества государственных, кооперативных (кроме колхозов) и общественных предприятий и организаций N 199, утвержденной Министерством финансов СССР 30 декабря 1988 г.

17.Страховщик имеет право отказать в выплате страхового возмещения, если страхователь:

  • сообщил неправильные сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для суждения о страховом риске;
  • не сообщил страховщику о существенных измениях в риске;
  • не принял мер к спасению и сохранению груза и не известил страховщика в установленные настоящими Правилами сроки о страховом случае;
  • не представил документов, подтверждающих факт страхового случая и необходимых для установления убытков.

18.Если страхователь получил возмещение за убыток от третьих лиц, страховщик оплачивает лишь разницу между суммой, подлежащей оплате по условиям страхования, и суммой, полученной от третьих лиц.

19.К страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах этой суммы право регресса, которое страхователь имеет к лицу, оветственному за причиненный ущерб; страхователь обязан при получении страхового возмещения передать страховщику все имеющиеся у него документы, необходимые для осуществления права регресса.

20.Если по вине страхователя осуществление регресса окажется невозможным (пропуск сроков на заявление претензий к виновным в убытке лицам и т.п.), то страховщик в соответствущем размере освобождается от обязанности выплачивать страховое возмещение, а в случае состоявшейся уже выплаты страхователь обязан возвратить страховщику полученное возмещение.

21.Споры, вытекающие из договора страхования, рассматриваются вышестоящим органом государственного страхования, госарбитражем, народным судом.

Исходя из степени риска в каждом конкретном случае при установлении ставки страхового платежа возможно применение понижающего (от 0,2 до 1,0) или повышаю/щего (от 1,0 до 10,0) коэффициентов. При заключении договора страхования размер тарифной ставки определяется умножением основной ставки, установленной в зависимости от вида транспортировки, на соответствующий поправочный коэффициент.

Глава 2 РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВАНИЯ ГРУЗОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В настоящее время в Российской Федерации заключение договоров на транспортное страхование грузов осуществляется в рамках общестраховых законодательных норм, регламентирующих имущественное страхование, так как специальные нормы или законодательные акты, регулирующие интересы сторон при страховании грузов, пока еще не разработаны.

Исключение составляет страхование грузов при морской перевозке, которое в РФ, так же как и в других морских державах, имеет сравнительно развитую законодательную базу.

Отсутствие специального законодательства по вопросам проведения транспортного страхования грузов в РФ позволяет заключать договоры такого плана только в добровольной форме — на основе свободного волеизъявления страхователя и страховщика.

В отношении экспортно-импортных грузов следует подчеркнуть, что они не выделяются в отдельную группу и их страхование осуществляется по установленным правилам, применяемым ко всем видам товаров. Такое положение подтверждается Федеральным законом “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности”, в ст. 27 которого, в частности, говорится, что услуги по страхованию этого рода деятельности на территории РФ осуществляются в соответствии с Федеральным законом о страховании, т. е. на основании общих принципов.

К нормам законодательства в РФ, которые применимы к вопросам страхования грузов, в первую очередь относится Гражданский кодекс, утвержденный в 1996 г.

В отношении обеспечения страховой зашиты по договорам купли- продажи прежде всего определяется, что страхование товара осуществляется по правилам страхования имущества. Это означает, что оно подчиняется общим принципам имущественного страхования без учета конкретной специфики международного товарообмена как самостоятельного вида деятельности.

В ст. 490 ГК РФ указывается, что договором купли-продажи может быть предусмотрено страхование товара, т. е. презюмируется его добровольный характер, основанный только на договоренности сторон. Если в договоре в принципе позитивно решен вопрос о страховании, то в нем обязательно фиксируется, кем и на каких условиях страхуется товар. Продавец при этом должен передать покупателю всю информацию о товаре, если на последнем лежит обязанность по страхованию. Закон прямо указывает, что при неисполнении стороной, обязанной в соответствии с договором страховать товар, другая сторона может либо застраховать товар и потребовать от контрагента возместить расходы на страхование, либо отказаться от исполнения договора.

Часть вторая Гражданского кодекса содержит специальную главу 48 “Страхование”. Здесь регулируются такие важнейшие вопросы взаимоотношений страховщика и страхователя, как понятие договора имущественного страхования, определение сторон по договору страхования и выполнение их обязанностей, форма договора страхования, страховая премия и страховые взносы, основания освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения и ряд других, т. е. базовые позиции, на которых основывается реализация страховой защиты грузов при исполнении торговых сделок.

Это интересно:  Закон о рекламе № 38-ФЗ в последней редакции 2019 года

Вторым важнейшим документом на страховом рынке РФ является закон “Об организации страхового дела в РФ” (1992 г.; в ред. 31.12.97 г.). Он содержит определение основных понятий и терминов, используемых в страховом бизнесе, рассматривает все аспекты договора страхования и регламентирует деятельность самих страховых обществ. Закон также устанавливает основные принципы государственного контроля за страховой деятельностью.

Отдельная статья закона (ст. 8) дает определение понятий страхового агента и страхового брокера, работа которых получает в последнее время определенное распространение на рынке этого вида услуг. Но законом не допускается на территории РФ посредническая деятельность по страхованию, связанная с заключением договоров страхования от имени иностранных страховых организаций, если межгосударственными соглашениями с участием РФ не предусмотрено иное.

На основе общих требований, изложенных в законе, для допуска российской страховой компании на рынок разработаны и утверждены Условия лицензирования страховой деятельности на территории РФ.

Условия лицензирования предусматривают выдачу лицензий, в частности, по следующим видам имущественного страхования: страхование грузов (независимо от вида транспорта); страхование средств наземного транспорта; страхование средств воздушного транспорта; страхование средств водного транспорта.

Таким образом, страхование грузов является самостоятельным видом страхования, которое, несмотря на отсутствие специального законодательства, выделяется в отдельное направление деятельности страховых компаний.

Одним из основных источников регулирования взаимоотношений сторон при заключении и исполнении договора транспортного страхования являются Правша страхования грузов (в дальнейшем — Правила), которые разрабатываются каждой страховой компанией на основе действующего законодательства. Фактически такие Правила представляют собой унифицированные условия договора страхования. Так, в ГК РФ (ст. 943) прямо указывается, что “условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков”.

В соответствии с Законом о страховании и общими условиями действительности сделок, предусмотренными гражданским законодательством (ГК РФ, гл. 9), Правила должны содержать:

определение круга субъектов страхования и ограничения по заключению договора страхования;

определение объектов страхования;

перечень страховых случаев, при наступлении которых возникает ответственность страховщика по страховым выплатам; страховые тарифы; сроки страхования;

порядок заключения договоров страхования и уплаты страховых взносов;

взаимные обязательства сторон по договору страхования и возможные случаи отказа в выплате по договорам страхования;

порядок рассмотрения претензий по договору страхования.

Правила страхования являются неотъемлемой частью договора. Непременным условием этого должны быть отсылка к Правилам в тексте договора страхования и изложение этих Правил в страховом полисе или на его обратной стороне. Текст Правил также может быть приложен к страховому полису. Статья 949 ГК РФ приравнивает такое приложение к вручению Правил страхователю, что должно быть удостоверено записью в самом договоре или в заявлении страхователя на его заключение.

Нарушение вышеизложенных требований не лишает выгодоприобретателя права ссылаться в защиту своих интересов на Правила страхования соответствующего вида, на которые сделана ссылка в договоре страхования.

Особого внимания заслуживает тот факт, что страхователь и страховщик могут договориться об изменении или исключении отдельных положений Правил и о дополнении к ним, а это означает, что страхователь имеет возможность адаптировать в индивидуальном порядке стандартные условия страхования к особенностям внешнеторговой сделки и избранным базисам поставки.

Все конкретные дополнительные договоренности между сторонами оформляются отдельным документом в письменном виде за подписями дв^х сторон, что обязательно ^сминается в договоре страхования.

Отсутствие единого страхового законодательства грузов в РФ означает, что содержание услуг такого рода, предлагаемых различными страховщиками, существенно различается. Поэтому Правила страхования страховых компаний при внешней однотипности их структуры и круга регулируемых проблем весьма заметно отличаются друг от друга в конкретном толковании и применении. Эти отличия состоят прежде всего в объеме страховых обязательств страховщика, т. е. в перечне страховых рисков и гарантируемых при их наступлении размерах страховых выплат.

Поскольку законодательством устанавливается, что Правила могут утверждаться самими страховщиками либо их объединениями, государственные органы не имеют полномочий предъявлять какие-либо требования в отношении конкретного содержания таких правил, если они находятся в рамках закона.

При заключении договора страхования сторонами в качестве его условий могут быть использованы также правила наиболее известных иностранных страховых компаний, которые являются признанными авторитетами на мировом рынке. В частности, чаше других используются условия английского страхового рынка — Правила страхования грузов Объединения лондонских страховщиков, которые предлагают общие правила страхования, а также на их основе специальные условия по различным видам перевозимых грузов (например, пищевые продукты, лесоматериалы, хлопок, нефтепродукты и т. д.) с соответствующими уточнениями, характеризующими особенности перевозки того или иного вида груза.

Правила лондонских страховщиков представляют собой распространенные в международной коммерческой практике стандартные унифицированные условия страхования грузов, состоящие из отдельных оговорок (clauses), в которых указывается объем ответственности страховщика на время действия страхования и т. д.

Нормы, в определенной степени влияющие на взаимоотношения между страхователем/бенефициаром и страховой компанией, содержатся также в международном и внутреннем законодательстве для отдельных видов транспорта.

Дело в том, что действия, предписанные грузовладельцу условиями транспортных договоров и нормативными актами, имеют огромное значение при наступлении страхового случая и выплате страхового возмещения.

Очень часто страхователи полагают, что, поскольку их имущество на случай возникновения ущерба застраховано, они не должны вступать ни в какие правоотношения с перевозчиком. Однако в соответствии с законодательством страхователь обязан обеспечить своей страховой компании суброгацию (subrogation), т. е. переход к страховщику, уплатившему страховое возмещение, права ^предъявления претензии, которое страхователь имеет к лицу, ответственному за причинение ущерба (в пределах суммы страхового возмещения).

Гражданский кодекс РФ последней редакции (ст. 387 и 965) впервые в отечественном законодательстве использует понятие суброгации, заимствованное из страхового законодательства и практики некоторых зарубежных государств. Это в еще большей степени увеличивает значение транспортного законодательства в регулировании взаимоотношений между сторонами договора страхования, так как обязывает страхователя при наступлении страхового случая временно абстрагироваться от страхования и действовать так, как если бы его имущество не было застраховано, т. е. заявить претензию лицу, ответственному за нарушение ущерба. При этом необходимо соблюдать порядок документального оформления и сроки предъявления претензий и исков, определенных в транспортном праве. Страхователь обязан передать страховщику доказательства, необходимые для реализации страховщиком прав, перешедших к нему в порядке суброгации. Таким образом, нормы транспортного законодательства по разделу “Претензии и иски” при возникновении убытков по грузу фактически регулируют важную часть исполнения обязательств страхователя по договору страхования.

Все вопросы страхования грузов при морской транспортировке в РФ сосредоточены в гл. XII Кодекса торгового мореплавания СССР (1968 г.) (КТМ).

Страхование грузов относится к одному из важнейших видов морского страхования, охватывающего широкий круг интересов, связанных с морским судоходством в целом и морской перевозкой грузов в частности. КТМ следующим образом определяет предмет данного вида деятельности: “Объектом морского страхования может быть всякий связанный с торговым мореплаванием имущественный интерес, как-то: судно, в том числе находящееся в постройке, груз, фрахты, плата за проезд, арендная плата, прибыль, ожидаемая от груза, и иные требования, обеспечиваемые судном, грузом и фрахтом, заработная плата и иные вознаграждения капитана и других лиц судового экипажа, а также риск, принятый на себя страховщиком (перестрахование)” (ст. 196).

ГК РФ выделяет морское страхование как специальный вид страхования, в отношении которого отдельными актами могут быть установлены правила, отличающиеся от гл. 48 ГК РФ, т. е. общих норм имущественного страхования. Поэтому согласно ст. 970 ГК РФ его правила о страховании применяются к морскому страхованию постольку, поскольку специальным законом не предусмотрено иное.

Таким образом, регулирование транспортного страхования грузов в РФ осуществляется нормами общего имущественного законодательства, основанными на них Правилами страхования, которые разрабатываются каждой страховой компанией самостоятельно, и положениями КТМ в морском судоходстве.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 1.

Существует ли специальное законодательство по вопросам страхования внешнеторговых грузов? 2.

Какое основное положение презюмируется в отношении обеспечения страховой защиты по договору купли-продажи? 3.

Почему Правила транспортного страхования имеют большое значение как источник регулирования взаимоотношений между страхователем и страховщиком? 4.

Имеет ли право страхователь вносить изменения в Правила? 5.

Могут ли Правила страховых компаний отличаться друг от друга? 6.

Какие основные положения должны быть отражены в Правилах в соответствии с законодательством? 7.

Что такое Правила лондонских страховщиков и какое значение они имеют? 8.

Какова роль транспортного законодательства и условий договоров международной перевозки во взаимоотношениях сторон по договору страхования груза?

Статья написана по материалам сайтов: prostrahovanie24.ru, www.insurance-liability.ru, prominf.ru, www.d-is.ru, economy-ru.com.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий