Минфин начинает глобальную реформу ОСАГО 2019

Полисы ОСАГО могут разделить на три вида — их можно назвать «эконом» с лимитом в 400–500 тыс. руб. потенциальных выплат, «стандартные» — до 1 млн руб. и «премиум» — до 2 млн руб. возмещения. Это следует из оказавшегося в распоряжении “Ъ” финального варианта поправок Минфина к закону об ОСАГО.

Кроме того, ведомство хочет аннулировать коэффициент мощности автомобиля при расчете цены полиса и дать страховщику право самостоятельно выставлять автовладельцу коэффициент нарушений ПДД. ЦБ считает поправки избыточными, защитники автомобилистов ожидают, что страховщики начнут насаждать продажи премиальных полисов.

Как следует из финальных поправок к закону об ОСАГО, подготовленных Минфином к совещанию с ЦБ 16 сентября, автовладельцев ожидают глобальные изменения. Прежде всего, полисы ОСАГО поделят на три вида в зависимости от страховой суммы — министерство предлагает водителю выбор. Это «экономпакет» с действующими сейчас лимитами 400 тыс. руб. за вред имуществу и 500 тыс. руб. за урон здоровью, «стандартный» — с лимитами ответственности страховщика 1 млн руб. по каждому из рисков, и «премиальный набор» с выплатой 2 млн руб. За такие расширения полиса потребуется доплатить — варианты доплаты, по мнению Минфина, должен установить ЦБ.

Вторым примечательным изменением может стать отказ от коэффициента мощности в ОСАГО. Напомним, сейчас он составляет от 0,6 (для автомобиля мощностью до 50 л. с.) до 1,6 (свыше 150 л. с.). Одновременно предлагается ввести новый коэффициент нарушений правил дорожного движения — езда в состоянии опьянения, проезд на красный свет, превышение скорости более чем на 40 км/час, пересечение двойной сплошной. Страховщику предлагается на свое усмотрение применять также коэффициенты за агрессивное или аккуратное вождение.

Кроме того, предусмотрены надбавки за сообщение страховщику заведомо ложных сведений, повлиявших на снижение цены полиса, и за «умышленное содействие наступлению страхового случая или увеличению связанных с ним убытков». Величина новых коэффициентов в поправках не указана — напомним, тарифным органом в ОСАГО является ЦБ, который своим указанием устанавливает параметры цены полиса.

Часть поправок посвящена замене денежной выплаты в ОСАГО ремонтом автомобиля. Потерпевшим будет предложен выбор сервиса по согласованию со страховщиком — из числа станций, с которыми у компании заключены договоры. Страховщик при этом несет ответственность за ремонт, в акте приема-передачи устанавливается гарантийный срок «не менее двух месяцев» на работы. При этом при оплате ремонтом износ комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене, не учитывается. Другими словами, доплачивать за установку новых запчастей автовладельцу не придется.

Согласно тексту проекта, ЦБ устанавливает требования к организации восстановительного ремонта: приближенность сервиса к месту жительства потерпевшего или к месту ДТП, сроки ремонта, «режима работы станции технического обслуживания, использование современных технологий восстановительного ремонта, методов диагностики» и прочее.

Из финальной версии проекта исчезла новелла о многолетних полисах ОСАГО, которой сопротивлялось страховое лобби. Как ранее заявлял президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс, при заключении, к примеру, трехлетнего ОСАГО в случае скачка цен, девальвации или ревальвации рубля пришлось бы пересчитывать цену полиса, а это неудобно.

По сведениям “Ъ”, в ЦБ столь кардинальным переменам в ОСАГО не рады. Тут считают, что за глобальностью изменений не удастся провести в осеннюю сессию Госдумы поправки, подготовленные по поручению президента (дано по итогам прямой линии Владимира Путина 14 апреля этого года о замене денежной выплаты ремонтом). «Избыточность инициатив может стать якорями, которые утопят проект»,— говорит собеседник “Ъ”, знакомый с позицией ЦБ.

В РСА “Ъ” заявили, что финальный вариант поправок не видели, приоритетными для страхового сообщества являются замена денежной выплаты ремонтом и борьба с мошенниками. По информации “Ъ”, на одном из последних совещаний в Минфине страховое лобби противилось исчезновению коэффициента мощности, приводя в пример частоту страховых случаев с автомобилями до 50 л. с.— 6% от общего числа со средней выплатой 22 тыс. руб. и 7% с автомобилями мощностью свыше 150 л. с. и средней выплатой 29,2 тыс. руб. Кроме того, представитель страховщиков настаивал на праве компаний самостоятельно устанавливать размер доплаты за расширение стандартного полиса.

В свою очередь, защитники автомобилистов изменения Минфина оценивают положительно, но уверены, что и в реформированной таким образом «автогражданке» автовладелец останется внакладе. «Выбор страховых сумм — явление положительное,— говорит глава Ассоциации защиты страхователей Николай Тюринков.— Но есть вероятность, что страховщики начнут работать в духе: “Бланков стандартных полисов нет, покупайте только премиальный пакет”». Кроме того, по его словам, новые коэффициенты позволят страховщикам увеличивать стоимость полиса до максимального предела (в поправках максимальная цена полиса — это пятикратный размер базовой ставки тарифа), «что при нынешнем уровне развития страховщиков недопустимо», считает господин Тюрников. «Ответственность страховщика за сроки ремонта и его качество — это хорошо,— продолжает защитник.— Но насильственное насаждение ремонта, отсутствие выбора “деньги или ремонт” — это по-прежнему плохо».

Минфин начинает глобальную реформу ОСАГО: автовладельцев поделят по «классам»

Финальный вариант поправок к закону об ОСАГО включает самый важный для автомобилистов пункт: отныне полисы ОСАГО могут быть разделены на три вида. «Эконом» — с лимитом выплат в 400—500 тысяч рублей, «стандартный» — с лимитом выплат до 1 млн рублей, «премиум» — с лимитом выплат до 2 млн рублей. Чем выше «класс» полиса, тем больше страховая премия, тем дороже обойдется ОСАГО.

Это интересно:  Медведев о повышении зарплаты учителям

Второе новшество: Минфин планирует ликвидировать коэффициент мощности автомобиля при расчете стоимости полиса, а страховщикам дать право самостоятельно выставлять водителям коэффициент нарушений ПДД. В настоящее время коэффициент мощности составляет от 0,6 (для автомобиля мощностью до 50 л. с.) до 1,6 (свыше 150 л. с.). Вместо него будет введен коэффициент нарушений ПДД за следующий список нарушений: езда в состоянии опьянения, проезд на красный свет, превышение скорости более чем на 40 км/час, пересечение двойной сплошной. Страховщик будет на свое усмотрение применять также коэффициенты за агрессивное или аккуратное вождение.

Если автомобилист будет сообщать заведомо ложные сведения, которые приводят к снижению полиса, то в итоге последует удорожание полиса из-за специальной надбавки к коэффициенту. Равно как предусмотрены надбавки за «умышленное содействие наступлению страхового случая или увеличению связанных с ним убытков». При этом величина данных коэффициентов в тексте поправок к закону не указана.

Другие новшества

Часть текста поправок посвящена замене денежной выплаты ремонтом автомобиля. Потерпевшим будет предлагаться выбор сервиса по согласованию со страховщиком только из числа тех СТО, с которыми страховщик заключил договор. При этом страховщик будет нести ответственность за ремонт, а в акте приема-передачи будет указываться срок ремонта, который составит «не менее двух месяцев». При выплате в натуральной форме не будет учитываться износ деталей, то есть доплачивать за их установку автовладельцу не придется.

Центробанк устанавливает свои требования к организации восстановительного ремонта.

  1. СТО должна быть приближена к месту жительства потерпевшего или к месту ДТП.
  2. Должны быть установлены сроки ремонта.
  3. Должен быть прописан «режим работы станции технического обслуживания, использование современных технологий восстановительного ремонта, методы диагностики» и прочее.

А вот выдачи полисов на несколько лет не будет. Причем совсем недавно в Минфине убеждали, что инициатива сохранится, хотя до этого заместитель главы департамента страхового рынка Банка России Светлана Никитина сообщила, что норму все-таки убрали. Теперь становится ясно, что нормы нет. Как сообщает президент РСА (Российского Союза Автостраховщиков), при заключении многолетнего полиса ОСАГО в случае девальвации рубля стоимость полиса пришлось бы пересчитывать, а это неудобно.

Как отнеслись к законопроекту в Центробанке и РСА

Как сообщает «Коммерсантъ», в Банке России считают эти поправки избыточными, а защитники автомобилистов полагают, что страховщики станут навязывать продажи премиальных полисов.

В ЦБ считают, что глобальные изменения не удастся проработать до наступления осенней сессии Госдумы. Слишком большое количество инициатив «утопит проект», предполагает источник в ЦБ РФ, знакомый с ситуацией.

В РСА сообщили, что пока финальный вариант поправок не рассматривали, но приоритетом для Союза остается замена денежных выплат натуральными и борьба с набившими оскомину автоюристами.

На одном из последних совещаний в Минфине, как сообщают СМИ, страховое лобби противилось тому, что из расчета стоимости ОСАГО будет убран коэффициент мощности. В качестве аргумента приводились данные: частота страховых случаев с автомобилями до 50 л. с. составила 6% от общего числа со средней выплатой 22 тыс. руб. Для автомобилей мощностью свыше 150 л. с. — 7%, со средней выплатой 29,2 тыс. руб. Представитель страховщиков настаивала, чтобы компании были вправе самостоятельно рассматривать размер доплаты за расширение стандартного полиса.

Что думают защитники автомобилистов

Как ни странно, инициативы Минфина защитники автомобилистов оценивают положительно, но при этом думают, что после внедрения всех изменений автомобилисты останутся внакладе.

Глава Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников сообщает: «Выбор страховых сумм — явление положительное. Но есть вероятность, что страховщики начнут работать в духе: «Бланков стандартных полисов нет, покупайте только премиальный пакет»».

Также он полагает, что новые коэффициенты позволят страховщикам увеличивать верхнюю границу стоимости полиса ОСАГО до предела, а это, согласно поправкам, пятикратный размер базовой ставки. При нынешнем уровне развития страховщиков такая ситуация недопустима, говорит Тюрников. Точно также он двояко оценивает инициативу внедрения натурального возмещения: «Ответственность страховщика за сроки ремонта и его качество — это хорошо, но насильственное насаждение ремонта, отсутствие выбора «деньги или ремонт» — это по-прежнему плохо».

Минфин начинает глобальную реформу ОСАГО 2019

«Ведомости» изучили обновленные поправки Минфина в закон «Об ОСАГО», которые во вторник для согласования получили заинтересованные ведомства (подлинность документа подтвердил один из получателей). В них содержатся почти все предложения ведомства по либерализации рынка, цель которых – переход к индивидуальному тарифообразованию.

Сейчас цена ОСАГО определяется исходя из базового тарифа (это 3432–4118 руб.) с поправкой на стаж и возраст водителя, число страховых случаев (коэффициент бонус-малус – скидки за безаварийную езду и надбавки за устроенные им аварии), регион (определяется по месту регистрации владельца автомобиля) и мощность двигателя. Документ отменяет два самых спорных коэффициента – мощности и региональный. Вместо них Минфин предложил новые. На стоимость полиса будет влиять стиль вождения – нарушение правил, резкость торможения и перестроения, частота и длительность использования машины, скорость движения и др. Фиксировать их будут в том числе с использованием установленных на автомобиле телематических устройств, следует из поправок. Увеличить стоимость полиса ОСАГО может и нарушение правил дорожного движения в течение года до заключения договора на новый срок – кроме тех, что зафиксированы камерами. Среди таких – вождение в алкогольном или наркотическом опьянении, превышение скорости более чем на 60 км в час, проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречную полосу движения и др.

Это интересно:  Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ) с изменениями, вступающими в силу с 01.07.2013 года

При этом стоимость полиса в любом случае не должна будет превышать верхнюю границу установленного ЦБ базового тарифа более чем втрое. Разрабатывать требования к структуре тарифов и максимальные значения коэффициентов будет ЦБ.

1. Характеристика (навыки) вождения: ускорения, резкость торможения, скорость движения и др.
2. Неоднократные правонарушения в течение года, предшествующего заключению договора на новый срок, повлекшие привлечение к административной ответственности:
управление транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного);
проезд на запрещающий сигнал светофора или запрещающий жест регулировщика;
превышение скорости движения транспортного средства на величину более 60 км/ч;
выезд на полосу встречного движения.
Источник: поправки Минфина к ФЗ «Об ОСАГО»

Автомобилисты смогут приобретать ОСАГО сразу на три года (сейчас не больше года) – в этом страховщик отказать не сможет, следует из поправок Минфина.

Место регистрации машины и ее собственника не влияет на риск причинения вреда при ее использовании, говорит представитель Минфина.

Страховщикам поправки не нравятся. Полисами с повышенными выплатами будут пользоваться мошенники, которым страховщики сейчас не продают ДСАГО, опасается начальник отдела продуктов автострахования «Ингосстраха» Сергей Мкртычан. Коэффициенты территорий и мощности являются основополагающими, их исключение станет «критическим шагом» для ОСАГО и только усугубит кризис в нем, считает директор по развитию страхования МАКС Сергей Печников. Он полагает, что в результате страховщики могут уйти из наиболее убыточных регионов. Жители менее аварийных регионов «будут платить за клиентов из аварийных», добавляет Мкртычан.

Мощность автомобиля не влияет на убыточность по ОСАГО, говорит руководитель общественного движения «Федерация автовладельцев России» Сергей Канаев. Это дополнительное финансовое обременение владельцев дорогих машин, соглашается организатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. Он поддерживает и отмену коэффициента территорий: для жителей одного региона стоимость ОСАГО не должна быть выше, чем для других. Система продаж полисов должна быть едина по стране, солидарен Канаев. При этом предложенный Минфином коэффициент правонарушений удешевит ОСАГО для законопослушных автомобилистов, а недобросовестных, напротив, ждет подорожание, полагает Шкуматов.

Представитель Российского союза автостраховщиков во вторник вечером затруднился оценить поправки Минфина. ЦБ сформулирует свою позицию после изучения документа, сообщил его представитель.

Минфин начал масштабную реформу ОСАГО

Прежде всего, Минфин предлагает отменить два коэффициента к базовому тарифу — мощности двигателя и региональный, который определяется исходя из места регистрации. По задумке министерства, на стоимость полиса должны влиять другие показатели. Например, стиль вождения — резкость торможения и перестроения, частота и длительность использования автомобиля, скорость движения и другие критерии. Их оценят с использованием установленных на машине телематических устройств.

Другой показатель, который может повысить стоимость ОСАГО для водителя — неоднократные нарушения ПДД, допущенные в течение года до заключения договора. Среди таких нарушений – вождение в алкогольном или наркотическом опьянении, превышение скорости более чем на 60 км/ч, проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречную полосу движения и другие.

При этом стоимость полиса не должна будет превышать верхнюю границу установленного ЦБ тарифного коридора более чем втрое. Именно регулятор определит как структуру тарифов, так и максимальные значения коэффициентов.

Сейчас проект реформы направлен на согласование в профильные ведомства. Страховщики поправками недовольны: они предупреждают, что игроки могут покинуть наиболее аварийные регионы, если будут отменены «основополагающие» региональные и мощностные коэффициенты.

Соответствующий законопроект внесли в Госдуму, чтобы усовершенствовать систему ОСАГО в России. Документ также снимает запрет на перестрахование рисков по обязательному страхованию, которое сейчас невозможно. При этом ОСАГО – единственный вид страховки, риски по которому нельзя передать в перестрахование.

«Цель законопроекта – приведение законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствие с другими федеральными законами с учётом правоприменительной практики», – отмечают в кабмине.

Также инициатива установит, когда страховщик, выплативший клиенту компенсацию, сможет подавать регрессный иск к причинившему вред. При этом регрессные иски нельзя будет подать к пешеходу, если он стал виновником ДТП и получил травмы или погиб.

При необходимости достаточно будет предъявить распечатанный полис электронного ОСАГО или информацию о его номере и страховщике, с которым заключён договор.

Известно, что одна из потенциальных кандидатур на пост – глава проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов. Кандидатуру будет утверждать совет директоров Центробанка, согласовав ее с президентом.

Как уже сообщалось раньше, «коридор базовых тарифов» расширяется на 20% в большую и меньшую сторону. То есть максимальная ставка увеличивается с 4118 руб. до 4942 руб., а минимальная снижается с 3432 руб. до 2746 руб.

ОСАГО подешевеет для мотоциклов, а также для легковых машин, принадлежащих юридическим лицам. Максимальная ставка для них снизится на 10,9% (до 1047 рублей) и на 5,7% (до 2911 рублей) соответственно.

ЦБ также закрепляет за каждым водителем так называемую страховую историю. Речь идет о коэффициенте бонус-малус (КБМ). Как объясняют в «Росгосстрахе», КБМ изменяется в зависимости от страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия договоров обязательного страхования, по вине водителя. Иными словами, для осторожных водителей ОСАГО выходит дешевле.

Это интересно:  Льготное финансирование «дальневосточного гектара»

Территориальные коэффициенты, согласно информации от ЦБ, останутся прежними.

Проект указания ЦБ опубликован на официальном сайте, но документ еще не утвержден.

Документ разработали депутаты от фракции ЛДПР Владимир Сысоев, Ярослав Нилов и Иван Абрамов. Законотворцы отмечают: несмотря на введение административной ответственности за необоснованный отказ от заключения договора либо навязывание дополнительных услуг, остается актуальной проблема заключения договора ОСАГО без ожидания, дополнительных полисов, осмотра и других сложностей.

«Страховые компании, как правило, стараются избежать продажи «дешевых» полисов, поэтому, несмотря на обязательность заключения договора, страховщики находят новые способы уклониться от заключения договора», – говорится в пояснительной записке. Помимо навязывания дополнительных услуг, получили распространение затягивание заключения договора по причине отсутствия бланков полисов, необходимости осмотра транспортного средства либо неприменение понижающих коэффициентов.

Такое поведение страховщиков во многом связано с тем, что ОСАГО является убыточным для них видом страхования. Но, как отмечают депутаты, трудности страховщиков не должны являться причиной нарушения прав граждан на заключение договора ОСАГО.

В связи с этим они предлагают установить правило, согласно которому страховщик обязан заключить договор ОСАГО либо направить страхователю мотивированный отказ в письменной форме о невозможности заключения такого договора не позднее пяти рабочих дней с даты получения заявления.

Кризис-копилка

Минфин начинает реформу ОСАГО

«Ведомости» изучили обновленные поправки Минфина в закон «Об ОСАГО», которые во вторник для согласования получили заинтересованные ведомства (подлинность документа подтвердил один из получателей). В них содержатся почти все предложения ведомства по либерализации рынка, цель которых – переход к индивидуальному тарифообразованию.

Сейчас цена ОСАГО определяется исходя из базового тарифа (это 3432–4118 руб.) с поправкой на стаж и возраст водителя, число страховых случаев (коэффициент бонус-малус – скидки за безаварийную езду и надбавки за устроенные им аварии), регион (определяется по месту регистрации владельца автомобиля) и мощность двигателя.

Документ отменяет два самых спорных коэффициента – мощности и региональный. Вместо них Минфин предложил новые. На стоимость полиса будет влиять стиль вождения – нарушение правил, резкость торможения и перестроения, частота и длительность использования машины, скорость движения и др. Фиксировать их будут в том числе с использованием установленных на автомобиле телематических устройств, следует из поправок.

Увеличить стоимость полиса ОСАГО может и нарушение правил дорожного движения в течение года до заключения договора на новый срок – кроме тех, что зафиксированы камерами. Среди таких – вождение в алкогольном или наркотическом опьянении, превышение скорости более чем на 60 км в час, проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречную полосу движения и др.

При этом стоимость полиса в любом случае не должна будет превышать верхнюю границу установленного ЦБ базового тарифа более чем втрое. Разрабатывать требования к структуре тарифов и максимальные значения коэффициентов будет ЦБ.

Когда страховщики могут применять коэффициенты страховых тарифов

1. Характеристика (навыки) вождения: ускорения, резкость торможения, скорость движения и др.

2. Неоднократные правонарушения в течение года, предшествующего заключению договора на новый срок, повлекшие привлечение к административной ответственности:

  • управление транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного);
  • проезд на запрещающий сигнал светофора или запрещающий жест регулировщика;
  • превышение скорости движения транспортного средства на величину более 60 км/ч;
  • выезд на полосу встречного движения.

Источник: поправки Минфина к ФЗ «Об ОСАГО»

Автомобилисты смогут приобретать ОСАГО сразу на три года (сейчас не больше года) – в этом страховщик отказать не сможет, следует из поправок Минфина.

Место регистрации машины и ее собственника не влияет на риск причинения вреда при ее использовании, говорит представитель Минфина.

Страховщикам поправки не нравятся. Полисами с повышенными выплатами будут пользоваться мошенники, которым страховщики сейчас не продают ДСАГО, опасается начальник отдела продуктов автострахования «Ингосстраха» Сергей Мкртычан. Коэффициенты территорий и мощности являются основополагающими, их исключение станет «критическим шагом» для ОСАГО и только усугубит кризис в нем, считает директор по развитию страхования МАКС Сергей Печников. Он полагает, что в результате страховщики могут уйти из наиболее убыточных регионов. Жители менее аварийных регионов «будут платить за клиентов из аварийных», добавляет Мкртычан.

Мощность автомобиля не влияет на убыточность по ОСАГО, говорит руководитель общественного движения «Федерация автовладельцев России» Сергей Канаев. Это дополнительное финансовое обременение владельцев дорогих машин, соглашается организатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. Он поддерживает и отмену коэффициента территорий: для жителей одного региона стоимость ОСАГО не должна быть выше, чем для других. Система продаж полисов должна быть едина по стране, солидарен Канаев. При этом предложенный Минфином коэффициент правонарушений удешевит ОСАГО для законопослушных автомобилистов, а недобросовестных, напротив, ждет подорожание, полагает Шкуматов.

Представитель Российского союза автостраховщиков во вторник вечером затруднился оценить поправки Минфина. ЦБ сформулирует свою позицию после изучения документа, сообщил его представитель.

Статья написана по материалам сайтов: www.audit-it.ru, www.prav-net.ru, www.vedomosti.ru, pravo.ru, krizis-kopilka.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий