Контрольный орган в сфере закупок по 44-ФЗ: кто осуществляет надзор, субьекты проверки

Словарь контрактной системы госзакупок (по 44-ФЗ)

Контрольный орган в сфере закупок — федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну (далее — контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа). (П. 13 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»:

Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением полномочий на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, и по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну, а также закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, для обеспечения федеральных нужд при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта). (П. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728).

Федеральная служба по оборонному заказу определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну, а также закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, для обеспечения федеральных нужд при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта. (П. 3 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728).

Контроль в сфере государственных закупок по 44-ФЗ

Система государственных закупок, регламентируемая 44-ФЗ сложная и многоуровневая, на каждом её этапе осуществляется строгий контроль. Таким образом законодатель стремится добиться максимальной прозрачности и легитимности проводимых процедур. Надзора осуществляется различными ведомствами. Они следят за целевым расходом бюджетных средств, поведением заказчиков, комиссий, контрактных управляющих, торговых площадок и так далее.

Разновидности контроля

Одной из самых серьезных проблем в осуществлении госзакупок является коррупция. Число недобросовестных заказчиков и поставщиков, которые входят в преступный сговор, постоянно увеличивается. Основную задачу контролирующих органов составляет выявление подобных фактов, а также принятие соответствующих мер по их предупреждению.

Правила осуществления контроля в области государственных закупок регламентируется главой 5 44-ФЗ. При этом выделяют три его основных разновидности:

Каждый из них имеет свои подконтрольные субъекты, цели и задачи. В качестве контролирующих органов выступают различные уполномоченные организации. Наиболее значимой для участвующих в госзакупках несомненно остаётся Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Контролирующие органы

  1. Федеральный орган исполнительной власти, надзорный орган в области гособоронзаказа, территориальные органы исполнительной власти, организации, относящиеся к местному самоуправлению.
  2. Орган исполнительной власти федерального значения, осуществляющий функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетной политики, Органы управления государственными фондами, выходящими за рамки бюджета.
  3. Органы, осуществляющие внутренний государственный контроль за финансами в соответствии с Бюджетным Кодексом России.

Основными контролирующими органами нашей страны являются: ФАС, Росфиннадзор, Федеральное казначейство. В полномочия этих организаций помимо прочего входит надзор за правильностью определения идентификационных кодов закупок, составления план-графиков и планов, корректность оформления извещений и так далее.

Внутренний контроль

Как именно заказчик должен контролировать факт привлечения к исполнению договора субподрядчиков, в законе не прописано. Поэтому рекомендуется опираться на разъяснения Министерства экономики и развития России. Они гласят, что подтвердить работу субподрядчика могут любые документы, относящиеся к работам, оговоренным в контракте. Это могут быть платежные поручения, акты и так далее.

Заказчик должен проводить контроль и над собственными действиями. Для этого внутри организации разрабатывается типовая документация: контракты, шаблоны технических заданий и так далее. Необходимо стремиться к тому, чтобы большинство процессов стало автоматизированным. Современное программное обеспечение позволяет отслеживать практически все этапы закупки.

Общественный контроль

В рамках осуществления надзора организуются общественные обсуждения государственных закупок. Порядок их проведения регламентируется 212-ФЗ. Общественный контроль проводится отрыто, для чего используются ресурсы специализированных интернет-сайтов. Разрешено при этом запрашивать у заказчика все интересующие документы. Может также проводиться мониторинг и оценка эффективности процедур.

При выявлении нарушения законодательства составляется жалоба в контролирующие органы. При необходимости составляется обращение в судебные инстанции.

Ведомственный контроль

Органы ведомственного контроля следят за соблюдением законодательства в следующих сферах:

  1. Ограничения и запреты, установленные законодательством.
  2. Требования о нормировании закупок.
  3. Требования к обоснованию приобретения товаров и услуг.
  4. Определение и обоснование начальной максимальной цены контракта.
  5. Сведения о размерах финансового обеспечения, доведенного до заказчика.
  6. Информация об идентификационных кодах закупок.
  7. Участие субъектов малого предпринимательства.
  8. Процедуры по определению поставщиков.
  9. Отчетность по результатам проведения процедур.

При выявлении нарушений контролирующие органы выдают предписание к их устранению. В отдельных случаях они могут приостановить проведение закупки или вовсе отменить её. В компетенцию органов входит также применение штрафных санкций к организациям и должностным лицам, допустившим ошибки. Проводятся как плановые, так и внеплановые проверки. Информация о них публикуется в открытом доступе.

Контроль – важная часть государственных закупок. Только при соблюдении всех правил надзора удастся добиться грамотной траты бюджетных средств и честности при определении поставщиков.

Контроль в сфере закупок (Лунина О.)

Дата размещения статьи: 17.07.2015

При осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ большое внимание уделяется проведению контроля в данной сфере. Контрольные мероприятия проводятся различными государственными структурами. За несоблюдение или нарушение норм законодательства о закупках предусмотрена административная ответственность. В статье рассмотрим, кем и в каком порядке осуществляется контроль за соблюдением законодательства в сфере закупок.

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Кем осуществляется контроль

В соответствии со ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок — субъектов контроля.

Контроль осуществляют следующие органы:

— федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;

— федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;

— органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с БК РФ.

Как перечисленные органы осуществляют свой контроль, представим в таблице:

Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок

Плановые и внеплановые проверки в отношении субъектов контроля

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами

Контроль за соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика.

Контроль за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся:

— в планах-графиках, — информации, содержащейся в планах закупок;

— в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, — информации, содержащейся в планах-графиках;

— в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), — информации, содержащейся в документации о закупках;

— в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, — информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

— в реестре контрактов, заключенных заказчиками, — условиям контрактов

Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля

— за соблюдением требований к обоснованию закупок, предусмотренных ст. 18 Федерального закона N 44-ФЗ (с 01.01.2016);

— за соблюдением правил нормирования в сфере закупок, предусмотренных ст. 19 Федерального закона N 44-ФЗ;

— за обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;

— за применением заказчиком мер ответственности и совершением иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

— за соответствием поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;

— за своевременностью, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;

— за соответствием использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки

Эти контрольные мероприятия осуществляются в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в отношении расходов, связанных с закупками, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ, БК РФ и нормативными актами, принимаемыми в соответствии с ними (п. 9 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ).

Это интересно:  Как перевести деньги в Крым из России

В силу п. 11 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ за соблюдением законности органами внутреннего государственного (муниципального) контроля следит Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, местная администрация. В порядке осуществления контроля они проверяют:

— соблюдение требований к обоснованию и обоснованности закупок;

— нормирование в сфере закупок, предусмотренное ст. 19 Федерального закона N 44-ФЗ;

— определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

— применение заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

— соответствие поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;

— своевременность, полноту и достоверность отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;

— соответствие использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

Законность деятельности органов государственного (муниципального) финансового контроля субъектов РФ и местных администраций проверяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

Проведение плановых и внеплановых проверок

Плановые проверки в отношении каждого заказчика, контрактной службы заказчика, контрактного управляющего, постоянно действующей комиссии по осуществлению закупок и ее членов, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, операторов электронной площадки проводятся не чаще чем один раз в шесть месяцев (п. 13 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ).

В отношении каждой специализированной организации, комиссии по осуществлению закупки проверки проводятся контрольным органом в сфере закупок не чаще чем один раз за период проведения каждого определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (п. 14 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ).

Внеплановые проверки контрольный орган в сфере закупок может проводить по следующим основаниям:

— получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном гл. 6 Федерального закона N 44-ФЗ. В случае если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение;

— поступление информации о нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;

— истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений в соответствии с пп. 2 п. 22, пп. 3 п. 27 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ.

На что имеют право при проведении проверок должностные лица контрольных органов в сфере закупок и должностные лица органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля?

Права должностных лиц

Должностные лица контрольного органа в сфере закупок

— запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме документы и информацию, необходимые для проведения проверки;

— по предъявлении служебных удостоверений и приказа о проведении проверок имеют право беспрепятственного доступа в помещения и на территории, которые занимают заказчики, специализированные организации, операторы электронных площадок, для получения документов и информации о закупках (п. 26 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ)

Должностные лица органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля

— запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме документы и информацию, необходимые для проведения проверки;

— при осуществлении плановых и внеплановых проверок беспрепятственно по предъявлении служебных удостоверений и копии приказа о проведении проверки посещать помещения и территории, которые занимают заказчики, требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг, а также проводить необходимые экспертизы и другие мероприятия по контролю;

— составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, рассматривать дела о таких административных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению;

— обращаться в суд, арбитражный суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными в соответствии с ГК РФ (п. 27 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ)

Пункт 28 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ обязывает субъекты контроля по требованию вышеназванных контрольных органов представлять документы, объяснения в письменной форме, информацию о закупках (в том числе сведения о закупках, составляющие государственную тайну), а также давать в устной форме объяснения.

В соответствии с п. 22 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ при выявлении нарушений законодательства в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок контрольный орган в сфере закупок вправе:

— составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, рассматривать дела о таких административных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению в соответствии с законодательством об административных правонарушениях;

— выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством РФ, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

— обращаться в суд, арбитражный суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными в соответствии с ГК РФ.

Обратите внимание! Если в результате проверки выявлен факт нарушения, содержащий признаки состава преступления, контрольные органы обязаны информацию о таком факте и (или) документы, подтверждающие такой факт, в течение трех рабочих дней с даты его выявления передать в правоохранительные органы (п. 29 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ).

Стоит отметить, что информация о проведении контрольными органами в сфере закупок и органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля плановых и внеплановых проверок, об их результатах и выданных предписаниях размещается в единой информационной системе и (или) реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний. Порядок ведения данного реестра, включающий в себя, в частности, перечень размещаемых документов и информации, сроки размещения таких документов и информации в данном реестре, утверждается Правительством РФ (п. 21 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ).

Кроме того, на федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, возложена обязанность ведения реестра недобросовестных поставщиков (ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ).

Ведомственный контроль в сфере закупок

Кроме рассмотренных нами выше контрольных мероприятий, в сфере закупок осуществляется еще и ведомственный контроль. Обязанность такого контроля установлена ст. 100 Федерального закона N 44-ФЗ, в которой говорится, что государственные и муниципальные органы обязаны осуществлять контроль в отношении подведомственных им заказчиков. Правила осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.02.2014 N 89 (далее — Правила N 89).

Данный документ довольно подробно определяет те параметры, которые необходимо контролировать. В соответствии с п. 3 Правил N 89 при осуществлении ведомственного контроля за соблюдением законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок проверяется:

— соблюдение ограничений и запретов, установленных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок;

— соблюдение требований о нормировании в сфере закупок;

— правильность определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

— предоставление учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта;

— соблюдение требований, касающихся участия в закупках субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций;

— соблюдение требований по определению поставщика (подрядчика, исполнителя);

— обоснованность в документально оформленном отчете невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цены контракта и иных существенных условий контракта в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта;

— применение заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

— соответствие поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;

— своевременность, полноту и достоверность отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;

— соответствие использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

Кроме того, с 1 января 2016 г. проверке будут подвергаться:

1) соблюдение требований к обоснованию закупок и обоснованности закупок;

2) соответствие информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до сведения заказчика;

3) соответствие информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся:

— в планах-графиках, — информации, содержащейся в планах закупок;

— в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), — информации, содержащейся в документации о закупках;

— в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, — информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

— в реестре контрактов, заключенных заказчиками, — условиям контрактов.

Ведомственный контроль будет осуществляться в соответствии с регламентом, утвержденным органом ведомственного контроля, работниками, уполномоченными на осуществление такого контроля, путем проведения выездных или документарных мероприятий.

С 1 января 2017 г. к должностным лицам органов ведомственного контроля, уполномоченным на осуществление проверочных мероприятий, будет предъявляться требование о наличии высшего образования или дополнительного профессионального образования в сфере закупок (п. 7 Правил N 89).

Проверочные мероприятия могут быть выездными или документарными. Согласно п. 8 Правил N 89 они проводятся по поручению, приказу (распоряжению) руководителя органа ведомственного контроля.

До начала проведения проверочных мероприятий заказчик должен быть соответствующим образом уведомлен о том, когда, кем и какая будет проводиться проверка. В данное уведомление в случае необходимости включается запрос о представлении документов, информации, материальных средств, необходимых для осуществления мероприятия ведомственного контроля, а также информация о необходимости обеспечения условий для проведения выездного мероприятия ведомственного контроля, в том числе о предоставлении помещения для работы, средств связи и иных необходимых средств и оборудования для проведения такого мероприятия.

В силу п. 11 Правил N 89 срок проведения мероприятия ведомственного контроля не может составлять более 15 календарных дней и может быть продлен один раз не более чем на 15 календарных дней.

Это интересно:  Куда можно обратиться после верховного суда

Должностные лица, уполномоченные на осуществление ведомственного контроля, имеют право (п. 12 Правил N 89):

— в случае осуществления выездного мероприятия ведомственного контроля на беспрепятственный доступ на территорию, в помещения, здания заказчика (в необходимых случаях на фотосъемку, видеозапись, копирование документов);

— на истребование необходимых документов с учетом требований законодательства РФ о защите государственной тайны;

— на получение необходимых объяснений в письменной форме, в форме электронного документа и (или) устной форме по вопросам проводимого мероприятия ведомственного контроля.

По результатам проверки составляется акт, который подписывается должностным лицом органа ведомственного контроля, ответственным за проведение проверочного мероприятия, и представляется руководителю органа ведомственного контроля.

При выявлении нарушений по результатам проверки должностными лицами, проводящими ее, разрабатывается и утверждается план устранения выявленных нарушений.

Если выявляются такие нарушения, которые содержат признаки состава административного правонарушения, то об этом сообщается и соответствующие материалы направляются в орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок и уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях. В случае выявления признаков уголовного преступления сообщается в правоохранительные органы (п. 14 Правил N 89).

Согласно п. 15 Правил N 89 материалы проверки хранятся органом ведомственного контроля не менее трех лет.

Административная ответственность в сфере закупок

С целью сохранения административной ответственности и предупреждения совершения административных правонарушений при осуществлении закупок Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в нормы КоАП РФ.

Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 7.29 — 7.32, п. п. 7 и 7.1 ст. 19.5, ст. 19.7.2 КоАП РФ, как должностные лица могут быть привлечены:

— лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

— работник контрактной службы.

За все административные правонарушения по названным статьям КоАП РФ несут ответственность и юридические лица (п. 1 ст. 2.10 КоАП РФ).

Контроль со стороны заказчика и общественный контроль

Статьей 101 Федерального закона N 44-ФЗ на заказчиков возложена обязанность осуществлять контроль за исполнением поставщиками (подрядчиками, исполнителями) условий контракта в соответствии с законодательством РФ.

Большая роль отводится Федеральным законом N 44-ФЗ общественному контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Пункт 1 ст. 102 Федерального закона N 44-ФЗ дает право осуществлять контроль за соблюдением законодательства о закупках гражданам, общественным объединениям и объединениям юридических лиц. При этом общественные объединения и объединения юридических лиц имеют право:

— подготавливать предложения по совершенствованию законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок;

— направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов;

— осуществлять независимый мониторинг закупок и оценку эффективности закупок, в том числе оценку осуществления закупок и результатов исполнения контрактов в части их соответствия требованиям Федерального закона N 44-ФЗ;

— обращаться от своего имени в государственные органы и муниципальные органы с заявлением о проведении мероприятий по контролю;

— обращаться от своего имени в правоохранительные органы в случаях выявления в действиях (бездействии) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок и их членов, должностных лиц контрактной службы, контрактных управляющих признаков состава преступления;

— обращаться в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц в соответствии с законодательством РФ.

Согласно п. 4 ст. 102 Федерального закона N 44-ФЗ запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов, иные обращения, представленные общественными объединениями и объединениями юридических лиц, рассматриваются заказчиками в соответствии с законодательством РФ о порядке рассмотрения обращений граждан. Такой порядок регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Федеральным законом от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Сроки рассмотрения обращений составляют 30 дней. Если нет возможности предоставить требуемую информацию в указанный срок по перечисленным в законах объективным причинам, то устанавливаются дополнительные сроки.

При проведении общественного контроля члены общественных объединений и объединений юридических лиц обязаны обеспечивать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральным законодательством и которая стала им известна в ходе осуществления общественного контроля.

При реализации требований Федерального закона N 44-ФЗ, регулирующего правоотношения, связанные с обеспечением государственных и муниципальных нужд в товарах, работах, услугах за счет средств соответствующих бюджетов, большое значение отводится различным контрольным мероприятиям как со стороны государства, так и со стороны общественности. Это должно позволить эффективнее использовать бюджетные средства при осуществлении закупочной деятельности и получать более качественные и конкурентоспособные товары и услуги.

Казначейский контроль в сфере закупок с 01.01.2017

Положениями Закона о контрактной системе*(1) предусмотрен контроль в сфере закупок, который осуществляется на федеральном, региональном, а также муниципальном уровнях. Одним из органов государственной власти, на которые возложены полномочия по контролю в сфере закупок, является Федеральное казначейство. В статье мы поговорим о полномочиях Федерального казначейства в сфере контроля за государственными закупками, а также о порядке его проведения.

Полномочия Казначейства в сфере контроля за закупками

В силу положений Закона о контрактной системе и иных нормативных правовых актов, правовых актов, определяющих функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий:
— федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа (ФАС), органы исполнительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;
— федеральный орган исполнительной власти, выполняющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ (Федеральное казначейство), финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;
— органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с БК РФ.
Как мы видим, на Федеральное казначейство возложены полномочия по контролю в сфере закупок в рамках реализации функций:
— органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;
— органа внутреннего государственного финансового контроля.
Контроль как органа, осуществляющего правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ. Начиная с 01.01.2017 Федеральное казначейство должно контролировать соответствие информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, сведениям об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика, а также соответствие информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок.

Для справки. Правила контроля в сфере закупок определены Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 N 1367 «О порядке осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила контроля).

В силу ч. 5 ст. 99 Закона о контрактной системе контрольные органы будут контролировать:
1) соответствие информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;
2) соответствие информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок:
— в планах-графиках – информации в планах закупок;
— в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках – информации в планах-графиках;
— в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) – информации в документации о закупках;
— в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, – информации в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
— в реестре контрактов, заключенных заказчиками, – условиям контрактов.
Контроль в отношении указанных документов и информации (объекты контроля) будет осуществляться Федеральным казначейством при их направлении субъектами контроля для размещения в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС). Напомним, что порядок функционирования ЕИС, включая требования к технологическим и лингвистическим средствам единой информационной системы, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в единой информационной системе, и порядок информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами регламентированы Постановлением Правительства РФ от 23.12.2015 N 1414.
Необходимо отметить, что порядок взаимодействия Федерального казначейства и субъектов контроля определен Приказом Минфина РФ от 04.07.2016 N 104н «О порядке взаимодействия Федерального казначейства с субъектами контроля, указанными в пунктах 3 и 6 Правил осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Примечание. Порядок использования ЕИС установлен Приказом Федерального казначейства от 30.12.2015 N 26н.

В случае если в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе объекты контроля не подлежат размещению в ЕИС, контроль в отношении данных объектов будет осуществляться путем направления с соблюдением требований законодательства РФ о защите государственной тайны (если такие объекты контроля содержат сведения, составляющие государственную тайну) на согласование в орган контроля:
утвержденных в установленном порядке планов закупок и планов-графиков закупок, в том числе изменений, внесенных в них;
информации об идентификационном коде закупки и об объеме финансового обеспечения закупки, утвержденном и доведенном до заказчика в установленном порядке, включенной в приглашения принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), документацию о закупках, протоколы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и проекты контрактов, до направления соответствующих объектов контроля участникам закупок;
данных о контракте при их представлении в установленном порядке для включения в реестр контрактов, содержащий сведения, составляющие государственную тайну.
Согласно п. 10 Правил контроля государственные (муниципальные) учреждения (за исключением казенных учреждений) в целях обеспечения контроля должны будут представлять в контрольные органы включенные в планы финансово-хозяйственной деятельности таких учреждений показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг, осуществляемую в соответствии с Законом о контрактной системе.
Контроль как органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Напомним, что Федеральное казначейство как орган внутреннего государственного финансового контроля обладает полномочиями по контролю:
— за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
— за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
В силу ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе Федеральное казначейство контролирует:
а) соблюдение требований к обоснованию закупок, предусмотренных ст. 18 Закона о контрактной системе, при формировании планов закупок и обоснованности закупок;
б) нормирование в сфере закупок, предусмотренное ст. 19 названного закона, при планировании закупок;
в) определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при формировании планов-графиков;
г) применение заказчиком мер ответственности и совершение иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
д) соответствие поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
е) своевременность, полноту и достоверность отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
ж) соответствие использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
Согласно ч. 27 ст. 99 Закона о контрактной системе должностные лица органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в порядке, установленном законодательством РФ, имеют право:
— запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме документы и информацию, необходимые для проведения проверки;
— при осуществлении плановых и внеплановых проверок беспрепятственно по предъявлении служебных удостоверений и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителей руководителя) такого органа о проведении проверки посещать помещения и территории, которые занимают заказчики, требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг, а также проводить необходимые экспертизы и другие мероприятия по контролю;
— выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
— составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, рассматривать дела о таких правонарушениях и принимать меры по их предотвращению;
— обращаться в суд, арбитражный суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными в соответствии с ГК РФ.
Исходя из ч. 3 ст. 269.2 БК РФ, порядок осуществления органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальными правовыми актами местных администраций.

Это интересно:  Архивы Земельные споры - О недвижке.ру

Субъекты контроля в сфере закупок

Начиная с 01.01.2017 Федеральное казначейство будет проводить контрольные мероприятия в отношении:
государственных заказчиков, осуществляющих закупки от имени Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, в том числе при передаче ими полномочий государственного заказчика в соответствии с бюджетным законодательством РФ;
федеральных бюджетных учреждений, осуществляющих закупки в соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о контрактной системе;
федеральных автономных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий, проводящих закупки согласно ч. 4 ст. 15 Закона о контрактной системе.
Однако здесь следует отметить, что перечень субъектов контроля для Федерального казначейства может быть расширен. Это станет возможным в случае исполнения Федеральным казначейством в соответствии с ч. 2 ст. 166.1 БК РФ отдельных функций финансовых органов субъектов РФ (финансовых органов муниципальных образований), органов управления государственными внебюджетными фондами по исполнению соответствующих бюджетов. В таком случае Федеральное казначейство на основании соглашений, заключенных в силу ч. 7 ст. 99 Закона о контрактной системе с органами управления государственными внебюджетными фондами, с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями муниципальных образований о передаче Федеральному казначейству полномочий по осуществлению контроля, будет вести контроль и в отношении финансовых органов и органов управления государственными внебюджетными фондами.
Необходимо отметить, что положения Правил контроля распространяются на государственные органы (муниципальные органы), казенные учреждения, производящие централизованные закупки в соответствии со ст. 26 Закона о контрактной системе.
Заметим, что как орган внутреннего государственного финансового контроля Федеральное казначейство осуществляет контроль в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд (ч. 9 ст. 99 названного закона).

Порядок проведения контроля в сфере закупок

В силу п. 13 Правил контроля в ходе контрольного мероприятия контрольные органы сопоставляют информацию об объеме финансового обеспечения, включенную в планы закупок, с информацией:
— о лимитах бюджетных обязательств на закупку товаров, работ, услуг на соответствующий финансовый год и плановый период, доведенных в установленном порядке до государственного (муниципального) заказчика как получателя бюджетных средств, а также об объемах средств, содержащихся в нормативных правовых актах, предусматривающих в соответствии с бюджетным законодательством РФ возможность заключения государственного (муниципального) контракта на срок, превышающий срок действия доведенных лимитов бюджетных обязательств;
— о показателях выплат на закупку товаров, работ, услуг, осуществляемых в соответствии с Законом о контрактной системе, включенных в планы финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений;
— об объемах финансового обеспечения осуществления капитальных вложений, содержащихся в соглашениях о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений, предоставляемых государственным (муниципальным) унитарным предприятиям в соответствии со ст. 78.2 БК РФ.
Кроме того, Федеральное казначейство в ходе проверки должно будет обратить внимание на наличие фактов:
превышения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), по соответствующему идентификационному коду закупки, содержащейся в плане-графике закупок, над аналогичной информацией, содержащейся в плане закупок;несоответствия начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и идентификационного кода закупки, содержащихся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), проекте контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и (или) в документации о закупке, включая изменения указанных извещения, приглашения, проекта контракта и (или) документации, аналогичной информации, содержащейся в плане-графике закупок;
превышения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), содержащейся в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), над аналогичными ценами в документации о закупке;
несоответствия идентификационного кода закупки, содержащегося в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), аналогичной информации, содержащейся в документации о закупке;
несоответствия начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и идентификационного кода закупки, содержащихся в проекте контракта, направляемом участнику закупки (возвращаемом участником закупки), с которым заключается указанный контракт, аналогичной информации, содержащейся в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
несоответствия цены контракта и идентификационного кода закупки в реестре контрактов, заключенных заказчиками, а также в сведениях о контракте, направленных для включения в реестр контрактов, содержащий сведения, составляющие государственную тайну, аналогичной информации, указанной в условиях контракта.

Оформление результатов контроля в сфере закупок

В случае выявления в ходе проверки каких-либо недостатков и недочетов должностные лица Федерального казначейства будут обязаны:
а) направить субъектам контроля протокол с указанием выявленных нарушений. Объекты контроля, подлежащие в соответствии с Законом о контрактной системе размещению в информационной системе, не размещаются в информационной системе до устранения нарушения и прохождения повторного контроля;
б) сформировать отметку о несоответствии контролируемой информации, включенной в объект контроля, не подлежащий в соответствии с Законом о контрактной системе размещению в информационной системе, и направить согласно п. 11 и 12 Правил контроля протокол с указанием выявленных несоответствий в течение трех рабочих дней со дня направления объекта контроля на согласование в орган контроля.
При отсутствии отметки органа контроля о соответствии информации, включенной в объект контроля, такие объекты контроля не подлежат направлению участникам закупок, а сведения о контракте не подлежат включению в реестр контрактов, содержащий сведения, составляющие государственную тайну.
Если же по результатам проверки факты несоответствия контролируемой информации требованиям, прописанным в ч. 5 ст. 99 Закона о контрактной системе, установлены не будут:
— объекты контроля, подлежащие размещению в информационной системе, размещаются в информационной системе (в том числе посредством информационного взаимодействия информационной системы с государственной интегрированной информационной системой управления общественными финансами «Электронный бюджет», региональными (муниципальными) информационными системами в сфере закупок) в течение одного рабочего дня со дня направления объекта контроля для размещения в информационной системе;
— орган контроля по результатам контроля, предусмотренного пп. «б» п. 8 Правил контроля, формирует отметку о соответствии контролируемой информации, включенной в объект контроля, согласно п. 11 и 12 Правил контроля в течение трех рабочих дней со дня поступления объекта контроля на согласование в орган контроля.
Орган контроля в течение трех часов с момента формирования результатов контроля обязан уведомить в электронной форме субъект контроля о результатах проверки.

В заключение еще раз обратим внимание наших читателей, что начиная с 1 января 2017 года Федеральное казначейство контролирует соответствие:
1) информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, сведениям об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;
2) сведений об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для проведения данных закупок:
– в планах-графиках – информации в планах закупок;
— в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках – информации в планах-графиках;
— в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) – информации в документации о закупках;
— в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, – информации в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
— в реестре контрактов, заключенных заказчиками, – условиям контрактов.
Порядок осуществления такого контроля определен Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 N 1367.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

А. Павелин, эксперт журнала «Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение»

Журнал «Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение», N 12, декабрь 2016 г., с. 41-50.

Статья написана по материалам сайтов: xn—44-ydd8d.xn--p1ai, goszakupkirf.ru, xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai, www.finexg.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий