Как осуществляется трудоустройство инвалидов в России

Проблема трудовых отношений и проблема трудоустройства граждан, у которых ограничены возможности, всегда обсуждались в государстве. Таким гражданам нужна поддержка от государства, поскольку ввиду ограниченных возможностей им трудно сохранить действующие трудовые отношения и, тем более, найти новую работу.

В 2012 году Российская Федерация утвердила Конвенцию «О правах инвалидов» . В связи с этим в 2013 году были внесены изменения в некоторые законодательные акты, регулирующие труд инвалидов.

Изменениями внесены новые правила для организаций по выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов, правила информирования о таких рабочих местах органов центра занятости населения, а также увеличены штрафные санкции за нарушение прав инвалидов в сфере трудовых отношений.

Рассмотрим подробнее, как осуществляется трудоустройство граждан-инвалидов, какими льготами могут воспользоваться работодатели, применяющие труд инвалидов и какими правами наделены работники-инвалиды.

Итак, труд инвалидов регулируется отдельными положениями Конституции РФ, Трудовым кодексом РФ и Федеральным законом от 19.04.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Закон № 181-ФЗ).

Содержание

Квота при приеме на работу

В соответствии со ст. 21 Закона №181-ФЗ субъекты Российской Федерации устанавливают квоты для приема на работу инвалидов в размере от 2% до 4% среднесписочной численности работников – для работодателей, численность работников которых превышает 100 человек, и не выше 3% среднесписочной численности работников – для работодателей, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек.

Обращаю ваше внимание на то, что в среднесписочную численность работников не включаются те работники, которые трудятся на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда.

На организации, численность работников которых не превышает 35 человек и на организации, созданные общественными объединениями инвалидов, квотирование рабочих мест для инвалидов не распространяется. При этом, уставный капитал организаций, созданных общественными объединениями инвалидов, должен состоять из вкладов этих объединений.

Таким образом, законом установлены минимальные и максимальные пределы квотирования рабочих мест для инвалидов. Право определять количество квот конкретного субъекта Российской Федерации дано самому субъекту.

Так, например, в Калужской области принят Закон «О регулировании правоотношений в сфере квотирования рабочих мест для инвалидов на территории Калужской области». Этим Законом квота установлена в размере 2% к среднесписочной численности работников с округлением в большую сторону как для работодателей, численность работников которых более 100 человек так и для работодателей, численность работников которых не менее 35 человек и не более 100 человек. В Санкт-Петербурге размер квоты установлен Законом «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге» и составляет 2,5% к среднесписочной численности работников.

Так что же такое квота? Закон №181-ФЗ не раскрывает такого понятия. Определение квоты приводится в законодательстве субъектов Российской Федерации о квотировании.

Квота — минимальное количество рабочих мест, которые работодатель обязан создать или выделить для трудоустройства инвалидов, включая количество рабочих мест работодателя, на которых уже работают граждане указанной категории.

Обратите внимание, форма локального нормативного акта не установлена на законодательном уровне, поэтому работодатели вправе сами ее разработать. Это может быть отдельный приказ по предприятию или положение о квотировании и создании рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов

Согласно ст. 22 Закона 181-ФЗ работодатели должны создавать специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов — рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Правом устанавливать минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов наделены органы исполнительной власти субъектов РФ. Специальные рабочие места устанавливаются для организаций в пределах квоты для приема на работу инвалидов.

Обратите внимание! Центры занятости могут компенсировать расходы организаций по созданию рабочих мест для инвалидов в пределах квоты в рамках программ по социальной поддержке и трудоустройству инвалидов.

Кроме того, на региональном уровне могут быть приняты нормативные акты, позволяющие также компенсировать часть расходов, понесенных работодателями, для которых устанавливается квота для приема на работу инвалидов. Например, в соответствии со ст. 3 Закона Калужской области «О регулировании правоотношений в сфере квотирования рабочих мест для инвалидов на территории Калужской области» работодателям из средств областного бюджета предоставляются субсидии на каждого трудоустроенного инвалида на возмещение расходов по оплате труда инвалидов в случае трудоустройства инвалидов на созданные для них рабочие места сверх установленной квоты в размере установленного законодательством РФ минимального размера оплаты труда в месяц, но не более чем за 6 месяцев.

Оформление приема на работу инвалида

Особых правил для оформления приема на работу инвалидов не существует. Они принимаются на общих основаниях. Исключение составляет только оформление трудового договора, так как в нем необходимо прописать все гарантии, предусмотренные трудовым законодательством для граждан данной категории. О гарантиях будет описано ниже.

При трудоустройстве работник обязан представить документы, перечень которых поименован в ст. 65 Трудового кодекса РФ. Перечень следующий:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;

страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;

справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, — при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

Запрашивание каких-либо иных документов кодексом запрещено.

Как видите, такой документ, как справка об инвалидности, в этом перечне отсутствует. Значит, работодатель не вправе запрашивать ее у работника. Работник имеет право на свое усмотрение представить данный документ или не делать этого.

Но как быть в таком случае работодателю, ведь он обязан выполнять рекомендации к труду, которые указаны в индивидуальной программе реабилитации инвалида. Если работа, на которую принимается работник-инвалид, требует предварительного медицинского освидетельствования кандидата, то этот вопрос отпадает. Если же проходить предварительный медосмотр не требуется, работодатель не несет ответственности за работника-инвалида, не представившего справку об инвалидности.

Работника необходимо ознакомить с внутренними нормативными актами организации, которые касаются его должности, провести вводный инструктаж при приеме на работу до подписания трудового договора. Затем издается приказ о приеме на работу, который доводится до работника под роспись не позднее трех дней с фактической даты начала работы. Работнику-инвалиду можно установить испытательный срок.

Трудовые гарантии работникам-инвалидам

Работники-инвалиды – это особая категория работников, которым, в силу того, что они ограничены в своих возможностях, необходимы повышенные социально-трудовые гарантии. Гарантии установлены в Трудовом кодексе РФ и Законе №181-ФЗ.

Так, согласно ст. 92 ТК РФ работникам-инвалидам I или II группы устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, и она не может превышать 35 часов в неделю. Инвалиды III группы не упомянуты в данной статье, поэтому продолжительность их рабочего времени составляет 40 часов в неделю.

Кроме того, если ИПР инвалида III группы рекомендовано сократить рабочее время до 35 часов в неделю и при этом сохранить полную оплату труда, то работодатель обязан выполнять рекомендации программы.

А вот ст. 94 ТК РФ устанавливает сокращенную продолжительность ежедневной работы или смены для инвалидов всех групп. Продолжительность ежедневной работы в данном случае устанавливается в соответствии с медицинским заключением (как правило, устанавливается в ИПР инвалида).

Отработанное сокращенное рабочее время инвалидом отображается в табеле учета рабочего времени. В табеле необходимо проставлять буквенный код «ЛЧ» или цифровой код «21» — сокращенная продолжительность рабочего времени.

Привлечение работников-инвалидов к работе ночное время (ст. 96), к сверхурочной работе (ст. 98 ТК РФ), к работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускается при условии, что это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. Кроме того, работодатель обязан соблюсти процедуру привлечения этой категории работников к вышеперечисленным работам. Инвалиды должны быть ознакомлены письменно и под роспись (с указанием статей Трудового кодекса РФ) с правом отказаться от таких работ.

Как и всем работникам, инвалидам также полагается ежегодный оплачиваемый отпуск. Только им положен удлинённый оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней. Данная гарантия установлена в ст. 23 Закона 181-ФЗ.

Работникам-инвалидам также положен отпуск без сохранения заработной платы в связи с семейными обстоятельствами и иными уважительными причинами. Продолжительность такого отпуска составляет 60 календарных дней.

Налоговые вычеты для инвалидов

Инвалиды I и II группы, а также инвалиды с детства имеют право на стандартные налоговые вычеты по НДФЛ в размере 500 рублей (абз. 7 пп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ). Об этом должен знать каждый бухгалтер. Этот вычет предоставляется независимо от предоставления стандартного налогового вычета на детей.

Кроме того, не удерживается НДФЛ из сумм, направленных работодателем на оплату средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, приобретение и содержание собак-проводников (п. 22 ст. 217 НК РФ). Также не облагается НДФЛ сумма материальной помощи в размере 4000 рублей, оказываемой работодателем своим бывшим работникам-инвалидам, вышедшим на пенсию, возмещение стоимости медикаментов в пределах 4000 рублей. Для освобождения от налога необходимо представить документы, подтверждающие фактические расходы на приобретение медикаментов.

Это интересно:  Кража или мелкое хищение

Плюсы трудоустройства инвалидов для организации

В России много предприятий, на которых работают инвалиды. Государство, дабы увеличить возможности инвалидов в трудоустройстве, устанавливает данным предприятиям льготы по уплате налогов и страховых взносов. Но, скажу честно, эти льготы, во-первых, ограничены, а, во-вторых, не очень существенны для предприятий. Рассмотрим льготы, на которые вправе рассчитывать организации, подробнее.

Так, согласно пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ освобождаются от уплаты НДС операции по реализации товаров, работ и услуг, производимые, в частности:

общественными организациями инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов;

организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов;

учреждениями, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, созданными для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.

Как видите, данная льгота установлена только для общественных организаций инвалидов и организаций, в которых они участвуют.

Налог на прибыль

В соответствии с пп. 38 ст. 264 НК РФ предприятия при расчете налога на прибыль могут учитывать расходы, направленные на социальную защиту работников с ограниченными возможностями. И опять-таки, данные расходы могут учитывать только те предприятия, на которых работает пятьдесят процентов работников-инвалидов от штатной численности сотрудников, и, к тому же, расходы по заработной плате инвалидов должны составлять не менее двадцати пяти процентов от общего фонда оплаты труда.

Налог на имущество и земельный налог

Организации, в которых работаю инвалиды, не обязаны платить налог на имущество (п. 3 ст. 381 НК РФ) и земельный налог (п. 5 ст. 395 НК РФ), если данное имущество и земельные участки используются для производства или реализации товаров, работ и услуг. Данная льгота распространяется только на те организации, которые указаны выше (в разделе НДС).

Социальное страхование

А вот применять пониженные страховые тарифы по взносам в ПФР, ФСС и ФФОМС вправе организации любой формы собственности, на которых работают инвалиды.

В 2014 году установлены следующие тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование для организаций, которые производят оплату труда и иное вознаграждение инвалидам:

Меры ответственности работодателей

Как сообщалось выше, в 2013 году внесены изменения в ряд законодательных актов, касающихся труда инвалидов. Законодатель увеличил штрафные санкции за нарушение прав инвалидов в области трудовых отношений а также увеличил меру ответственности. Так, согласно ст. 5.42 Кодекса об административных правонарушениях РФ, неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Порядок и особенности трудоустройства инвалидов в России

Многие люди с ограниченными способностями желают и могут работать. Развитие информационных технологий, автоматизация производственного процесса и остальные достижения технологического прогресса повлияли на характер человеческого труда, появились различные профессии и работы, где незначительные физические ограничения не препятствуют труду.

Это дает возможность инвалидам адаптироваться в обществе, чувствуя себя полноценными личностями. При этом государство играет важную роль в предоставлении таким лицам занятости.

Что об этом говорится в законодательстве РФ?

Согласно ст. 64 ТК РФ, организации не могут ограничивать права, определять косвенные или прямые преимущества при подписании трудового договора исходя из национальности, расы, оттенка кожи, статуса, возраста, пола, места жительства и других обстоятельств, которые не связаны с деловыми характеристиками инвалида.

Чтобы работодатели выполняли законодательные требования относительно запрета в ограничении прав граждан, установлены дополнительные требования. Законом ФЗ №181 от 24.11.1995 г. «О соцзащите инвалидов в РФ» предписывается:

  • для органов исполнительной власти субъектов РФ — определять наименьшее число специализированных мест работы для устройства инвалидов в каждой компании в пределах квоты;
  • для органов госвласти РФ — в законодательных актах определять организациям, где число специалистов превышает 100 человек, квоту для принятия инвалидов в % относительно среднесписочного количества специалистов (не меньше 2-4%). От квотирования освобождаются общественные инвалидные объединения и сформированные ими фирмы, в уставной капитал которых входит доля общественного объединения лиц с ограниченными возможностями.

Квотирование мест работы не распространяется на компании с численностью сотрудников до 35 человек и фирмы, которые связаны с общественным объединением инвалидов.

То есть, территориальные центры занятости создают информационную базу по квотируемым вакансиям, предоставляют нуждающимся лицам направления для устройства на работу, проверяют реализацию квот и поступление выплат. Также предоставляется помощь в переквалификации или профподготовке работников, субсидирование на стандартных основаниях.

На уровне государства выполняются следующие мероприятия по трудоустройству таких лиц:

  • льготная кредитная и финансовая политика для организаций, трудоустраивающих инвалидов;
  • стимуляция организации специальных мест;
  • создание для работников оптимальных рабочих условий по ИПР;
  • организации места работы специальным оборудованием и приспособлениями.

Подробную информацию о приеме на работу таких граждан вы можете почерпнуть из следующего видео:

Обязаны ли работодатели брать их на работу?

Согласно установленной квоте, работодатель должен создавать и выделять места для работы инвалидов, предоставлять трудоустройство согласно реабилитационной программе, предоставлять информацию для фирм по занятости лиц с ограниченными возможностями.

Согласно Трудовому кодексу (ст.64), закону о соцзащите и другим нормативным актам, даже при отсутствии специальных мест работодатель не имеет права на отказ в приеме на работу (если трудовые условия по должности, куда претендует инвалид, отвечают условиям по реабилитационной программе).

Исключением может быть справка МСЭ, где указывается нетрудоспособность лица или противопоказание на данный вид деятельности.

Процедура приема на работу

К основным документам, подтверждающим состояние инвалида, относится справка медико-социальной экспертизы (МСЭ) и индивидуальная реабилитационная программа. В справке должны быть сведения об уровне ограничения трудоспособности и группе инвалидности. В реабилитационной программе прописывается механизм реабилитации.

При трудоустройстве соискатель может не предоставлять эту документацию, так как она не указана в перечне (ст. 65 ТК). Но если будущим местом работы предусмотрены требования к состоянию здоровья, тогда он должен предоставить справки МСЭ и ИПР.

К основным предоставляемым работодателю документам относят:

  • паспорт или другой документ удостоверения личности;
  • трудовую книжку (кроме первичного заключения трудового договора или взятии работника по совместительству);
  • документацию воинского учета (для лиц, призываемых на воинскую службу или военнообязанных);
  • СНИЛС;
  • диплом об образовании, документ о повышении квалификации или специальных навыках;
  • справку об отсутствии или наличии судимости, уголовном преследовании.

Инвалид может самостоятельно обратиться к работодателю или направляться центром занятости по установленной квоте. После предоставления потенциальным работником всех документов он составляет заявление, оформляется трудовой договор, работодатель издает приказ. Также специалист ознакамливается с должностной инструкцией и другими нормативными актами компании, составляется карточка Т-2 и личное дело, в трудовую книжку вносится запись.

Независимо от группы инвалидности, работодатель должен предоставить рабочее место. Обращается внимание на степень ограниченности к труду, указанную в ИПР.

Оплата работ выполняется в полном окладе независимо от сокращенного времени. Привлечение лиц с ограниченными способностями к труду в праздничные и выходные дни разрешается при отсутствии в ИПР медицинского запрета и согласии работника. В договоре может указываться раздел о дополнительном страховании специалиста. Инвалидам можно брать отпуск за свой счет на 2 месяца, а длительность оплачиваемого отпуска равна 30 дням.

Специалисты, имеющие 1 и 2 группу инвалидности, инвалиды с детства могут получать налоговые вычеты по НДФЛ в объеме 500 рублей, которые предоставляются независимо от вычета на детей. НДФЛ не удерживается с сумм, которые платит компания за средства реабилитации и профилактики инвалидов, покупку и содержание собак-проводников. НДФЛ не облагается материальная помощь в сумме 4000 рублей на приобретение медицинских препаратов и величиной 400 рублей, предоставляемая бывшим специалистам, которые вышли на пенсию. Чтобы освободиться от налога, работодатель должен предоставить подтверждение фактических расходов на данные мероприятия.

Для таких работников не предоставляется испытательный срок, они могут расторгать срочный договор при ухудшении здоровья и невозможной реализации трудовых обязанностей.

Нюансы обеспечения условий труда

Специальные места работы требуют проведения дополнительных мероприятий по организации труда, в том числе: адаптацию вспомогательного и основного оборудования, дополнительного, организационного и технического оснащения, предоставление технических приспособлений в соответствии с индивидуальными возможностями инвалидов.

Выгоды для работодателя

Из-за невысокого спроса на работников с ограниченными возможностями государство предоставляет организациям льготы и выплаты (по налогам и страховым взносам).

Налоговые льготы распространяются только на уплату земельного и имущественного налога. Но претендовать на их получение могут не все компании, а только общественные организации инвалидов (число инвалидов не должно быть меньше 50%, и ФОТ трудящихся работников должен составлять от 25% от общего фонда оплаты труда) или фирмы, имеющие в уставном капитале доли таких общественных организаций.

В действительности, государство предоставляет не настолько значительные льготы для предприятий, чтобы их активно стимулировать к трудоустройству лиц с ограниченными возможностями.

Особенности трудоустройства инвалидов в России в 2018 году

Большинство людей, частично утративших работоспособность, хотят продолжать трудиться по мере своих сил. Для помощи таким гражданам российским законодательством закреплен комплекс мер по повышению уровня трудоустройства инвалидов, реализация которого контролируется органами исполнительной власти. Существуют специальные требования к рабочим местам для инвалидов, также имеются определенные квоты для граждан с ограниченными возможностями.

Реализация права инвалидов на труд в Российской Федерации

Обеспечение занятости инвалидов, предоставление возможности трудиться и реализовывать свои профессиональные интересы является важной гарантией их свободной интеграции в общество. Отдельная статья Конвенции о правах инвалидов посвящена гарантиям их трудовой деятельности. Закрепляется право инвалидов на труд наравне с другими, которое включает в себя следующие правомочия:

  • право получить возможность самостоятельно зарабатывать себе на жизнь трудом;
  • право на свободу труда (свободу выбора рода занятий) в условиях доступности рынка труда для инвалидов.

Государства-участники Конвенции о правах инвалидов принимают на себя обязательства по реализации гарантий права инвалидов на труд, в числе которых указываются следующие:

  • запрет дискриминации по признаку инвалидности во всех формах занятости (в том числе условий приема на работу, найма и занятости, сохранения работы, продвижения по службе, безопасных и здоровых условий труда);
  • защита прав инвалидов наравне с другими на справедливые и благоприятные условия труда, включая равные возможности и равное вознаграждение за труд равной ценности, безопасные и здоровые условия труда, включая защиту от домогательств, и удовлетворение жалоб;
  • обеспечение возможности инвалидам осуществлять свои трудовые и профсоюзные права наравне с другими;
  • предоставление инвалидам эффективного доступа к общим программам технической и профессиональной ориентации, службам трудоустройства инвалидов и профессиональному и непрерывному обучению;
  • расширение возможностей для трудоустройства инвалидов на рынке труда, их продвижения по службе, а также оказание им помощи в поиске, получении, сохранении и возобновлении работы;
  • расширение возможностей для инвалидов заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, предпринимательством, развивать кооперативы и организовывать собственное дело;
  • обеспечение найма инвалидов в государственном секторе;
  • стимулирование найма инвалидов в частном секторе с помощью надлежащих стратегий и мер, в том числе программ позитивных действий, стимулов и других мер;
  • поощрение приобретения инвалидами опыта работы в условиях открытого рынка труда;
  • обеспечение инвалидам рационального приспособления рабочего места;
  • поощрение программ профессиональной и квалификационной реабилитации, сохранения рабочих мест и возвращения на работу для инвалидов;
  • запрет принудительного или обязательного труда инвалидов.
Это интересно:  апелляционное определение по делу о задатке

Законодательство Российской Федерации признает право инвалидов на труд, для реализации которых установлен ряд гарантий обеспечения их трудовой занятости наравне с другими с помощью следующих мер:

  • установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
  • резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
  • стимулирование создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
  • создание инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов;
  • создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
  • организация обучения инвалидов новым профессиям.

Мероприятия по содействию трудоустройству незанятых инвалидов

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает такую меру по содействию трудоустройству инвалидов, как установление квоты для приема на работу.

Законом субъекта РФ по закону о трудоустройстве инвалидов в Российской Федерации должна быть введена квота в отношении работодателей для приема на работу инвалидов в пределах от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников — если общая численность работников составляет более 100 человек. По усмотрению субъекта РФ также может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере до 3 процентов среднесписочной численности работников — если численность работников составляет не менее 35 человек и не более 100 человек.

Так, Закон г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90 «О квотировании рабочих мест»32 устанавливает обязательную квоту для трудоустройства инвалидов в размере 2 процентов для работодателей, которые осуществляют деятельность на территории г. Москвы, со среднесписочной численностью работников более 100 человек. Работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов. Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены граждане из числа инвалидов. Такие работодатели в рамках обеспечения занятости и трудоустройства инвалидов обязаны ежеквартально предоставлять информацию о выполнении квоты в порядке, установленном Правительством Москвы.

Работодатели самостоятельно рассчитывают квоту исходя из среднесписочной численности своих работников. В эту величину не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда33.

Освобождаются от обязанности соблюдать квотирование рабочих мест для трудовой занятости инвалидов общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.

Трудоустройство инвалидов в Российской Федерации: требования к оборудованию рабочих мест

Для каждого предприятия, учреждения и организации в пределах региональной квоты для приема на работу инвалидов должно быть установлено минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Выделение специального рабочего места для трудоустройства инвалидов предполагает проведение дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов должны быть оборудованы работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с нормативно закрепленными требованиями.

  • рабочие места для инвалидов должны оснащаться с учетом профессии, характера выполняемых работ, степени инвалидности, характера функциональных нарушений и ограничения способности к трудовой деятельности, уровня специализации рабочего места, механизации и автоматизации производственного процесса.
  • Исполняя закон о трудовой занятости инвалидов в России, необходимо минимизировать вредные производственные факторы условий труда инвалидов (шум, вибрация, температура воздуха, влажность и подвижность воздуха, электромагнитные излучения, статическое электричество, освещенность, запыленность, загазованность воздуха рабочей зоны; патогенные микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности; физические, динамические и статические нагрузки при подъеме и перемещении, удержании тяжестей, работе в неудобных вынужденных позах, длительной ходьбе; сенсорные, эмоциональные, интеллектуальные нагрузки, монотонность, работа в ночную смену, с удлиненным рабочим днем).
  • Условия труда на рабочих местах инвалидов должны соответствовать индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой бюро медико-социальной экспертизы;
  • при организации специальных рабочих мест для инвалидов должно быть предусмотрено использование специальных приспособлений, компенсирующих анатомо-морфологические и физиологические недостатки и ограничения инвалидов; применение специально разработанного ручного инструмента; использование для регулировки высоты рабочей поверхности стола и элементов рабочего стула легко досягаемых и управляемых механизмов, имеющих надежную фиксацию; выделение дополнительных площадей, обеспечивающих возможность подъезда, разворота на рабочем месте и выполнения работы в инвалидной коляске; оснащение оборудования и мебели на рабочем месте индикаторами, учитывающими возможности и ограничения отдельных групп инвалидов (слепые, слабовидящие, глухие) в восприятии информации для беспрепятственного нахождения своего рабочего места и выполнения работы и т. д.;
  • не допускается размещение постоянных рабочих мест инвалидов в подвальных, цокольных этажах, в зданиях без естественного освещения и воздухообмена;
  • объем производственных помещений на одного работающего инвалида принимается не менее 15 куб. м; площадь — не менее 4,5 кв. м; высота — не менее 3,2 м;
  • на предприятиях, предназначенных для трудоустройства инвалидов, оборудуются помещения для отдыха площадью из расчета 0,3 кв. м. на одного работника, но не менее 12 кв. м, в зависимости от группы производственных процессов. Расстояние от производственных помещений до помещений для отдыха — не более 75 м. Помещения для отдыха должны быть оборудованы удобной мебелью, в том числе несколькими местами для лежания. На предприятиях организуются столовые, буфеты, комнаты приема пищи с обеспечением работников горячим питанием. Оборудуется здравпункт, включающий кабинет врача, процедурный кабинет и помещение, в котором могут находиться инвалиды в случае резкого ухудшения здоровья. Влажная уборка помещений должна производиться в конце каждой смены.

Предусматриваются также специальные требования к организации труда инвалидов с поражением отдельных функций и систем организма.

Для помощи инвалидам в профессиональной ориентации Министерством труда РФ был разработан и утвержден Перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда. Сюда включены профессии, наиболее подходящие для лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности.

Создание специальных условий труда для инвалидов

Организации, в которых работают инвалиды, обязаны создавать все необходимые условия для их труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации.

Согласно условиям трудоустройства инвалидов, запрещается включать в трудовые договоры (как индивидуальные, так и коллективные) такие условия труда инвалидов, которые ухудшают их положение по сравнению с другими работниками этой организации (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность отпусков и т. п.). Условиями трудоустройства инвалидов I и II групп предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени (не более 35 часов в неделю) с сохранением полной оплаты труда.

Инвалиды могут привлекаться к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время только с их согласия и при условии, что такие работы не запрещены им по состоянию здоровья. Продолжительность ежегодного отпуска работникам-инвалидам, согласно условиям труда, должна составлять не менее 30 календарных дней.

Распоряжением Правительства РФ от 15октября 2012г.№ 1921-р утвержден комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и обеспечение доступности профессионального образования на 2012—2015 гг. В частности, планируется ежегодно проводить мониторинг трудоустройства и закрепляемости на оборудованных (оснащенных) рабочих местах инвалидов и определять уровень потребности инвалидов в трудоустройстве и открытии собственного дела. Также в рамках создания специальных условий труда для инвалидов поставлена задача разработать основные требования по оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности и установить требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Комплекс мер, направленных на содействие и повышение трудоустройства инвалидов

Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 марта 2013 г. № 94 регионам даны методические рекомендации по разработке мер, направленных на трудоустройство инвалидов и повышение их занятости. Органы исполнительной власти РФ обязаны разработать региональные программы по созданию условий для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на оборудованных (оснащенных) для них рабочих местах. Региональные программы должны включать следующие направления:

  • квотирование рабочих мест для приема на работу инвалидов;
  • создание условий для трудоустройства инвалидов на инклюзивном рынке труда;
  • развитие центров содействия в трудоустройстве студентов и выпускников, включая инвалидов, при государственных или муниципальных организациях профессионального образования;
  • взаимодействие с социально ориентированными некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность по сопровождению инвалидов при трудоустройстве, в том числе выпускников образовательных учреждений, в целях трудоустройства, адаптации и закрепления на рабочих местах.
  • Мероприятия по обеспечению трудовой занятости инвалидов включают организацию взаимодействия с частными агентствами занятости по вопросам трудоустройства инвалидов.
  • Развитие частно-государственного партнерства по вопросам трудоустройства инвалидов;
  • организация взаимодействия с общественной палатой субъекта РФ по вопросам трудоустройства инвалидов;
  • проведение социологических опросов в целях выявления потребности инвалидов в трудоустройстве;
  • содействие самозанятости и предпринимательству инвалидов;
  • предоставление инвалидам государственных услуг в области содействия занятости населения;
  • содействие в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места за счет средств субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ;
  • организация взаимодействия органов образования и органов службы занятости с учреждениями медико-социальной экспертизы и органами социальной защиты населения с целью реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида в части профессиональной реабилитации инвалида;
  • информирование населения о реализуемых мерах по содействию трудоустройству инвалидов.

Мероприятия по обеспечению трудовой занятости инвалидов в Москве

Региональная программа разрабатывается на срок не менее 3 лет. Срок реализации программы ежегодно пролонгируется на год или по окончании срока реализации разрабатывается новая региональная программа на следующий срок, не менее 3 лет. Таким образом, решение важной социальной задачи по созданию условий для свободного трудоустройства инвалидов возлагается в первую очередь на регионы. В частности, Закон г. Москвы от 1 октября 2008 г. № 46 «О занятости населения в городе Москве»1 предусматривает следующие формы содействия занятости инвалидов в г. Москве:

  • информирование по вопросам занятости;
  • обеспечение профессионального образования;
  • трудоустройство в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов;
  • создание адаптированных рабочих мест и условий труда для инвалидов.
Это интересно:  Закон о банкротстве физического лица

В числе государственных гарантий содействия занятости инвалидов в г. Москве указываются:

  • городские целевые программы по содействию занятости инвалидов в г. Москве;
  • оказание содействия в реализации проектов коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе субъектов малого предпринимательства, учредителями которых являются инвалиды, общественных объединений по содействию занятости инвалидов в г. Москве в соответствии с законодательством РФ;
  • аккредитация реабилитационных и образовательных учреждений для подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, содействующих занятости инвалидов, в порядке, предусмотренном законодательством РФ;
  • подготовка и повышение квалификации специалистов по профессиональной реабилитации инвалидов в государственных образовательных учреждениях, находящихся в ведении г. Москвы, в целях обеспечения интегрированного подхода к трудоустройству, адаптации инвалидов и содействия им в получении достойной работы.
  • Одной из особенностей трудоустройства инвалидов является осуществление социально-трудового патронажа посредством сопровождения инвалидов при найме на работу, адаптации в трудовых коллективах и в процессе трудовой деятельности.
  • Осуществление в установленном порядке контроля за целевым использованием выделенных финансовых средств, связанных с обучением и трудоустройством инвалидов, и др.

Содействие в трудоустройстве незанятых инвалидов и профессиональная реабилитация в г. Москве осуществляются специализированными государственными учреждениями посредством:

  • формирования специализированных регистров получателей государственных услуг, включающих сведения о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей для инвалидов по использованию их труда;
  • подбора заказчиков на выполнение работ, связанных с привлечением труда инвалидов;
  • координации взаимодействия организаций, заинтересованных в трудовой реабилитации инвалидов;
  • создания сети консультативных центров для оказания бесплатных информационно-консультативных услуг инвалидам по их профессиональной ориентации и трудоустройству и работодателям, желающим создать и оборудовать рабочие места для инвалидов;
  • содействия инвалидам в получении профессионального образования, включая организацию создания учебных мест для инвалидов, в том числе для детей-инвалидов, обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий;
  • разработки стандартов специально оборудованных рабочих мест и содействия в создании специальных условий на рабочем месте для инвалидов;
  • содействия инвалидам в их трудоустройстве и самозанятости.

Содействие в трудоустройстве инвалидов в 2018 году, в том числе детей и молодежи с ограничениями жизнедеятельности, способных выполнять отдельные виды работ, в г. Москве осуществляется специализированными государственными учреждениями, обеспечивающими медицинское и психолого-педагогическое сопровождение, учебно-производственный процесс и трудоустройство указанных лиц. Социально-трудовая адаптация указанных лиц осуществляется на основе анализа потребностей г. Москвы в работниках с профессиональными навыками в определенных видах экономической деятельности и включает в себя следующие этапы:

  • выявление склонности граждан к определенному виду экономической деятельности путем ознакомления с технологическими процессами;
  • приобретение гражданами профессиональных навыков самостоятельного выполнения на адаптированном рабочем месте определенной операции или определенного технологического процесса, в том числе подготовка и переподготовка граждан в случае возникновения трудностей при освоении новых технологических операций;
  • трудоустройство в организации, в том числе использующие надомный труд;
  • оказание содействия работодателям при организации специализированных рабочих мест, а также при трудовой реабилитации граждан;
  • социально-трудовой патронаж, осуществляемый временно или постоянно специалистами специализированного государственного учреждения путем сопровождения граждан при их трудоустройстве и реабилитации на рабочем месте.

Органы исполнительной власти г. Москвы оказывают экономическую поддержку организациям, использующим труд инвалидов, путем:

  • предоставления налоговых льгот в соответствии с законодательством РФ и г. Москвы;
  • размещения государственных заказов в порядке, установленном законодательством РФ;
  • выделения финансовых средств на оборудование индивидуальных рабочих мест для инвалидов в порядке, предусмотренном законодательством РФ и г. Москвы.

Как осуществляется трудоустройство инвалидов в России

МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ:

РЕГИОНЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НОМЕР:

Вопросы обеспечения работой людей с ограниченными возможностями сохраняют свою актуальность и сегодня. Несмотря на автоматизацию труда и существование многочисленных профессий и рабочих мест, на которых смогли бы трудиться и инвалиды, предприятия и компании с небольшой охотой принимают людей с ограниченными возможностями. Во многом это объясняется наличие трудовых льгот у людей с ограниченными возможностями, оформление инвалида на работу считается проблематичным.

Трудоустройство инвалидов – общие положения

Между тем, трудоустройство инвалидов по законодательству РФ в 2018 году, является не правом, а обязанностью работодателей. Согласно трудовому законодательству, отказать работнику в этом в силу его инвалидности нельзя. Единственным возможным основанием для отказа может быть только недостаточный уровень профессиональных знаний или их отсутствие. Таким образом, если соискатель-инвалид обладает необходимым образованием и профессиональными компетенциями, отвечающими требованиям руководителя в рамках вакантной должности, то предприятие обязано принять гражданина с ограниченными возможностями на работу. Одновременно с этим сегодня каждый работодатель обязан произвести расчет квоты для приема на работу инвалидов. Кроме того, при отказе работодатель обязан обосновать причины и изложить их письменно, а соискателю-инвалиду, в свою очередь, дано право требования от работодателя письменного отказа. Письменный отказ дает инвалиду право восстановления и защиты своих прав в органах суда. Так, если суд признает отказ в приме на работу необоснованным, то работодатель будет обязан предоставить инвалиду рабочее место, согласно имеющееся квоте. Последнее определяет положение о квотировании рабочих мест для инвалидов в организации.

Особенности трудоустройства инвалидов в России

Современное российское законодательство не предусматривает каких-либо ограничений, а также особенных преимуществ при трудоустройстве граждан с ограниченными возможностями. В целом, трудоустройство для инвалидов 1, 2 и 3 группы в России осуществляется на общих основаниях, предусмотренных трудовым законом. Общие положения закреплены в 64 его статье. Ряд требований, в силу которых работодатель не может ограничить права инвалидов при трудоустройстве, предусмотрены законом о социальной защите. Также к числу дополнительных нормативно-правовых актов можно отнести и закон о квотировании рабочих мест для инвалидов. Предусмотренные данными законами требования заключаются в следующем:

  • Исполнительные органы должны устанавливать минимальное число рабочих мест, которые должны предоставить компании, действующие на территории региона в пределах установленных квот;
  • Органами гос.власти определяется процентное соотношение числа сотрудников с ограниченными возможностями относительно списочного числа работников, установленная квота для приема на работу инвалидов составляет, как правило, от 2 до 4%.

Освобождаются от необходимости установления квоты работников-инвалидов общественные организации инвалидов, а также компании, в уставном капитале которых присутствуют доли граждан с ограниченными возможностями. Одновременно с этим, предусмотрены и льготы предприятиям, где работают инвалиды.

Как инвалиду трудоустроиться?

Основные функции по трудоустройству и профессиональной переподготовки людей с ограниченными возможностями государством возложено на Центры занятости населения. В целом, трудоустройство инвалидов через центр занятости осуществляется на общих основаниях, равно как и переобучение.

При посещении территориального органа Центра занятости населения, гражданин с ограниченными возможностями, должен предоставить стандартный набор документов:

  • Основной документ гражданина – паспорт;
  • Документы об имеющемся образовании и прохождении курсовых и профессиональных подготовок и получении дополнительного образования;
  • Сведения о трудовом стаже или трудовую книжку;
  • Страховое и налоговое свидетельства;
  • Медицинские документы или иной документ, подтверждающий инвалидность.

В ходе приема решается вопрос о том, как встать на биржу труда инвалиду 2 или 3 группы. Примечательно, что инвалиды 3 группы получают данное право на общих основаниях.

Трудовой договор с инвалидом и его особенности

Трудовые отношения с гражданами с ограниченными возможностями, несмотря на то, что строятся они на общих основаниях, принятых для всех других граждан, имеют ряд особенностей. В частности, особенности трудового договора с инвалидом 3 группы заключаются в следующих моментах:

  • Исключать возможность привлечения инвалида к работе в особо опасных и вредных условиях;
  • Не содержать пунктов о разъездном характере работы;
  • Сокращение рабочего времени, а также предусматривать оплата труда инвалидов при сокращенном рабочем времени и порядок ее расчета;
  • Невозможность вызова на работу в праздники и выходные;
  • Указание на то, сколько дней в году больничного оплачивается инвалиду;
  • Момент стандартного отпуска не в 28, а в 30 календарных дней, а также предоставление дополнительных отпусков.

Для удобства работодателей разработан типовой образец трудового договора с инвалидом 2 группы.

В обязательном порядке договор должен содержать пункты, в которых отражается характер труда, набор функциональных обязанностей, отвечающих тем, что допускает медико-социальная экспертиза, дополнительно должна быть отражена оплата труда инвалидам 2 группы, а также порядок ее расчета и периоды выплаты. Дополнительно учитывается оплата больничного листа инвалидам 1,2 и 3 группы, особенности расчета и порядок выплаты.

Характер льгот для работодателя при трудоустройстве инвалидов

Трудоустройство инвалида для работодателя сопряжено не только с большой ответственностью, но и рядом финансовых затрат, связанных с организацией особых условий труда и аттестацией рабочих мест. В силу этого законодательно предусмотрены льготы работодателям при приеме на работу инвалида, заключающиеся в первую очередь в налоговых послаблениях, в частности в снижении налогооблагаемой базы. Для получения льгот, работодатель обязан уведомить центр занятости о приеме на работу инвалидов и справку о выполнении квоты. Подобный документ подается и в налоговую службу.

Инвалиды по зрению и особенности их труда

Инвалидность по зрению являются наиболее сложной для трудоустройства категории граждан с ограниченными возможностями. Так, в ряде случаев трудоустройство инвалидов по зрению предполагает переподготовку и дополнительное обучение. Кроме того, предприятий, готовых и способных предоставить рабочие места не так много. Сегодня работа для инвалидов по зрению организуется Всероссийским обществом слепых и заключается в сфере сборочных и упаковочных операций. Новым направлением для работы инвалидов по зрению стали колл-центры.

В целом, на современном этапе развития трудового рынка граждане с ограниченными возможностями вполне могут найти себе не просто подходящее, а достаточно хорошо оплачиваемое место работы. Следует отметить, что многие предприятия предоставляют варианты надомной и удаленной работы, связанной с сетью интернет и обработкой информации.

Статья написана по материалам сайтов: ppt.ru, znaydelo.ru, progavrichenko.ru, prava-invalidov.com.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий