Как обжаловать действия защитника

защита прав в суде без адвоката

Post navigation

Защита при задержании

защита при задержании

Защита при задержании

Зачастую уголовное дело для подследственного начинается с его задержания. если следовать букве закона, то целью задержания является выяснение причастности лица к совершению преступления задержанный и в случае если есть обоснованные подозрения в его причастности то задержание используется для решения вопроса о применении к подозреваемому меры пресечения в виде содержания под стражей.

Для этого осуществляется кратковременное лишение свободы передвижения лица, подозреваемого в причастности к преступлению, по факту которого возбуждено или может быть возбуждено уголовное дело после проверки информации о совершенном, совершаемом или подготавливаемом преступлении.

Задержание подозреваемого в соответствии с нормами УПК РФ

В соответствии с ч. 1 ст. 91 УПК РФ задержание подозреваемого вправе осуществить только орган дознания, дознаватель, следователь. При этом УПК РФ не содержит требования об обязательном вынесении постановления о задержании.

Последнее объясняется тем, что такое постановление может быть вынесено только в форме процессуального решения, принимаемого по возбужденному уголовному делу. А задержание может быть произведено и до возбуждения дела. Например, когда лицо застигнуто сотрудниками полиции при совершении преступления (п. 1 ч. 1 ст. 91 УПК РФ) или при других обстоятельствах, указанных в законе (п.п. 2, 3 ч. 1 и ч. 2 ст. 91).

В этом случае мы имеем фактическое задержание. Задержанный доставляется дежурную часть отдела полиции. После чего решается вопрос о возбуждении уголовного дела и возможности оформления процессуального задержания по возбужденному делу.

На практике, с задержанным вначале беседую оперативные сотрудники полиции, зачастую оказывая на него психологическое давление и другие незаконные меры воздействия. После беседы с задержанным оперативники приглашают следователя, а тот приглашает адвоката.

Фиксирование времени фактического задержания.

В ст. 46 УПК РФ закреплено, что подозреваемым является лицо, которое задержано в соответствии со ст. 91 (п. 2 ч. 1) и ст. 92 УПК, и в течение 24 часов с момента фактического задержания подозреваемый должен быть допрошен (ч. 2 ст. 46). Допрос подозреваемого является следственным действием (ч. 4 ст. 92 УПК). Соответственно, до начала допроса задержанного (подозреваемого) должно быть возбуждено уголовное дело.

Исполнение эти требования закона на практике довольно затруднительно, поскольку обязанность фиксации времени фактического задержания ни на кого не возложена. Это время может быть установлено только со слов оперативных сотрудников или на основании рапорта сотрудника полиции о проведении задержания и его основаниях. Какие-либо требования к содержанию такого рапорта в УПК РФ отсутствуют.

По многим уголовным делам, в частности, о незаконном обороте наркотиков, оружия, о вымогательстве, о взятках и т. п., органы дознания проводят ОРМ, в ходе которых осуществляется задержание до возбуждения уголовного дела. В этом случае время задержания должно быть отражено в протоколах, которые составляются оперативными сотрудниками. Но эти материалы ОРД не могут подменять протокол задержания, оформляемый по нормам.

В силу прямого указания закона протокол задержания должен быть составлен не позднее 3 часов после доставления задержанного в орган дознания или к следователю (ч. 1 ст. 92 УПК РФ). Но протокол задержания может быть оформлен только по возбужденному уголовному делу.

Значит, если задержан предполагаемый преступник, для принятия процессуального решения о возбуждении уголовного дела УПК РФ предоставляет только 3 часа с момента доставления задержанного в правоохранительный орган. В противном случае задержанный должен быть отпущен, так как продление этого срока без составления протокола его задержания в УПК РФ не предусмотрено.

УПК РФ. На практике задержанные оперативными сотрудниками граждане могут просиживать в кабинетах этих сотрудников, нередко в затянутых наручниках, с утра до позднего вечера. При этом, уголовное дело оперативные сотрудники не возбуждают, а оставляют эту обязанность следователю, после его вызова.

Тем самым УПК РФ разграничивает фактическое и процессуальное задержание. Разграничение проводится по времени начала оформления протокола задержания. Если фактическое задержание начинается с момента непосредственного захвата лица и лишения его возможности передвигаться по своему усмотрению, то завершается оно действиями по оформлению протокола. После этого начинается процессуальное, то есть процессуально оформленное задержание, которое не может длиться более 48 часов. Только суд, в соответствии с ч. 2 ст. 94 УПК РФ, вправе продлить задержание на срок не более 72 часов (п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК РФ).

Приведем пример. Посоле проведения ОРМ оперативные сотрудники задерживают лица на которое пало подозрение в совершении преступления. Его принудительно доставляют в помещение отдела полиции. После получения объяснений гражданина отпускают без составления протокола задержания. Тем не менее, по материалам ОРМ проводится проверка , а по ее результатам позже возбуждается уголовное дело. Гражданина вновь вызывают в отел полиции и здесь следователь допрашивает его в качестве подозреваемого. Впоследствии этому лицу предъявляется обвинение в совершении преступления. Из примера видно, что период времени, в течение которого фактически задержанный может находится в отделе полиции выпадает., В УПК РФ этот период «размыт» и эта неопределенность приводит к злоупотреблениям со стороны должностных лиц правоохранительных органов, а именно чрезмерности времени фактического задержания без оформления протокола.

Юристами высказывается также точка зрения, что фактическое задержание оканчивается не с началом составления протокола задержания, а в момент доставления задержанного в орган дознания, к дознавателю или к следователю соответственно. Это имеет значение, так как на практике нередки случаи, когда не только с момента фактического задержания лица, но и с момента его доставления в правоохранительный орган до начала составления протокола задержания проходит более 3 часов.

В подобном случае задержанному надлежит указать в протоколе задержания время его фактического задержания, если этого не сделает дознаватель или следователь. Это необходимо для исчисления срока содержания под стражей, если данная мера пресечения будет избрана впоследствии в отношении задержанного (п. 1 ч. 10 ст. 109 УПК РФ).

Участие защитника при задержании

Другим наиболее распространенным нарушением законности, допускаемым при осуществлении задержания, является воспрепятствование участию защитника при задержании, доставлении задержанного в правоохранительный орган, оформлении протокола, допросе задержанного и проведении с ним других процессуальных и следственных действий.

Задержанный в соответствии со ст.ст. 91 и 92 УПК РФ, является подозреваемым вне зависимости от составления или несоставления протокола задержания и вне зависимости от возбуждения или не возбуждения уголовного дела на момент фактического задержания (п. 2 ч. 1 ст. 46 УПК РФ). Иными словами, соблюдение формальной процедуры не влияет на признание фактического правового положения задержанного лица как подозреваемого в совершении преступления.

В постановлении от 27.06.2000 № 11-П Конституционный Суд РФ указал, что «право на получение юридической помощи адвоката гарантируется каждому лицу независимо от его формального процессуального статуса, в том числе от признания задержанным и подозреваемым, если уполномоченными органами власти в отношении этого лица предприняты меры, которыми реально ограничиваются свобода и личная неприкосновенность, включая свободу передвижения, — удержание официальными властями, принудительный привод или доставление в органы дознания и следствия, содержание в изоляции без каких-либо контактов, а также какие-либо иные действия, существенно ограничивающие свободу и личную неприкосновенность».

Отсюда, фактически задержанное лицо вправе и должно требовать участия адвоката с момента своего фактического задержания. И в каждом протоколе, предъявляемом для подписания, будь то протокол допроса, задержания или иных процессуальных или следственных действий, задержанному лицу надлежит фиксировать, что оно нуждается в помощи своего адвоката, без которого лишено возможности участвовать в каких-либо процессуальных или следственных действиях.

При этом следует указать сведения о своем адвокате, его контактный телефон. Необходимо требовать предоставления возможности позвонить своему адвокату, каждый раз поясняя, что отказ в вызове адвоката будет зафиксирован в первом же протоколе, который будет предъявлен задержанному для подписания.

Позиция задержанного должна быть решительной. Никакие уговоры со стороны оперативных сотрудников, дознавателя или следователя подписать протоколы в отсутствие своего адвоката не должны восприниматься задержанным как руководство к действиям.

Более того, как только появится свой адвокат, необходимо процессуально закрепить факты попыток воздействия на задержанного, что расценивается как незаконные методы дознания и следствия со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями. При наличии признаков нарушения закона со стороны осуществивших задержание должностных лиц, не допускающих адвоката к задержанному, препятствующих реализации иных прав задержанного, целесообразно обжаловать эти незаконные действия в порядке, установленном нормами гл. 16 УПК РФ.

Неосведомленность задержанного о своих процессуальных правах, обязанностях и отсутствие своего защитника позволяют органу расследования сформировать доказательственную базу, которую очень трудно оспорить и на которую будут ссылаться не только органы расследования, но также и суды, даже в том случае, если от этих своих первоначальных показаний обвиняемый будет отказываться или пытаться их изменить.

Практика показывает, что протоколы, составленные в первые дни, крайне редко признаются недопустимыми и исключаются из числа доказательств по уголовному делу. Это объясняется тем, что в этих протоколах не зафиксированы процессуальные нарушения, влекущие признание документов недопустимыми в качестве доказательств обвинения. Последнее, в свою очередь, объясняется отсутствием у задержанного юридических знаний и его доступа к адвокату, без которого практически невозможно закрепить интересы защиты в протоколах допросов, опознания и очных ставок.

Проблемы не допуска защитника к фактически задержанному лицу, существует уже дестки лет, но до настоящего времени не решается законодателем. Так, Конституционный Суд РФ в постановлении от 25.10.2001 № 14-П2 признал не соответствующими Конституции РФ положения п. 15 ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»3, допускающие регулирование права на помощь адвоката (защитника) ведомственными нормативными актами, позволяющими неправомерно ограничивать право на свидание с адвокатом (защитником) подозреваемого, обвиняемого в зависимости от наличия специального разрешения лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело.

Тем не менее даже сегодня во многих следственных изоляторах адвокатов не допускают к содержащимся под стражей лицам без разрешения следователя (суда).

Таким образом, для обеспечения действенности защиты своих интересов задержанному стоит отказываться от участия в каких-либо следственных или процессуальных действиях до тех пор, пока для оказания ему правовой помощи не будет допущен тот конкретный адвокат, на участии которого он настаивает. Ему необходимо ссылаться на положения ст.ст. 11, 16 УПК РФ,которые обязывают должностных лиц органов расследования не только разъяснить задержанному лицу его процессуальные права, но и обеспечить возможность беспрепятственной реализации этих прав.

Чтобы эффективно защищаться от уголовного преследования в случае задержания, подследственному необходимо знать и понимать правовые основания задержания, сопряженные с основаниями возникновения и осуществления уголовного преследования. В противном случае задержанный будет осуществлять свои права лишь формально. Например, возражать против задержания, требовать защитника, но по существу эти действия будут являться «формой без содержания». Ведь даже участие защитника не всегда позволяет наполнить процессуальную форму действенным содержанием. Особенно, если этот защитник был «рекомендован» следователем или был приглашен дежурный адвокат, не желающий без оплаты конфликтовать со следователями и оперативными сотрудниками.

Подобные предложения следователя надо решительно отвергнуть. Более того, если вопреки волеизъявлению задержанного его защиту будет осуществлять адвокат, которого пригласил следователь, то в первом же протоколе, составляемом с участием такого защитника, задержанному необходимо указать, что он настаивает на приглашении своего адвоката, и если навязанный следователем защитник будет игнорировать требования задержанного, то последний направит соответствующую жалобу в адвокатскую палату, в которой состоит адвокат, приглашенный следователем. Приглашенный следователем защитник (назначенный в порядке ст. 51 УПК РФ) крайне редко вступает в конфронтацию со следователем ради защиты прав своего подзащитного. Как правило, его участие сводится к формальному подписанию составляемых следователем протоколов. Никаких замечаний адвоката по поводу нарушения права задержанного на защиту в этих протоколах обычно нет.

Такое «присутствие защитника», по мнению Европейского суда по правам человека, не равносильно осуществлению защиты, поскольку в подп. «с» п. 3 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод предусмотрено «оказание помощи», а не «назначение защитника».

Осуществление защиты задержанного

При осуществлении защиты задержанного задача адвоката и подозреваемого заключается в том, чтобы составленные следователем (дознавателем) протоколы следственных и иных процессуальных действий являлись доказательствами защиты, а не обвинения.

Для этого целесообразно:

Во-первых, не спешить отвечать на все вопросы следователя. Здесь надо руководствоваться непреложным правилом: все сказанное задержанным может быть использовано против него. Крайне нежелательно для защиты менять первоначальные показания без разумного тому объяснения. В этом случае следователь и судья примут те показания, которые более выгодны для обвинения, а смену показаний способом защиты. Поэтому, пока ситуация по делу остается неясной, в протоколах необходимо фиксировать запись о том, что более подробные показания будут даны после окончательной выработки и согласования позиции защиты по уголовному делу.

Во-вторых, не надо исправлять ошибки следователя. Чем больше в уголовном деле ошибок обвинения, тем больше у защиты шансов на благополучный исход этого уголовного дела.

В-третьих, доказательства защиты лучше предъявлять только тогда, когда есть уверенность, что следователь эти доказательства не нейтрализует. Либо, когда решается слишком значимый вопрос для дальнейшей судьбы задержанного, в том числе вопрос о мере пресечения.

В-четвертых, надо объективно оценивать перспективы тех или иных действий задержанного и его защитника. Иногда признание вины выгоднее, чем отрицание очевидного. Но признавать надо не больше, чем известно органам расследования. Сложнее, когда решается вопрос о возможном сотрудничестве со следствием. Здесь придется все учесть и продумать, в том числе возможность острой конфронтации с соучастниками.

В-пятых, защитник должен быть профессионально подготовлен к выработке тактики защиты и выбору средств ее воплощения в конкретные результаты по уголовному делу.

Порядок обжалования задержания

Если подследственный возмущен своим задержанием, считает его незаконным, он должен обязательно обжаловать эти действия сотрудников правоохранительных органов. Поэтому рекомендация задержанному не конфликтовать со следователем равносильна рекомендации признать вину.

Порядок обжалования действий и решений органов предварительного расследования установлен гл. 16 УПК РФ. Однако до обжалования задержания в порядке ст. ст. 124, 125 УПК РФ рекомендуется предварительно обратиться с ходатайством к следователю (дознавателю) об освобождении задержанного ввиду отсутствия правовых и фактических оснований. Если защитник участвует при оформлении протокола задержания, в протоколе необходимо отразить его отношение к задержанию с указанием доводов об отсутствии оснований для задержания, предусмотренных в ст. 91 УПК РФ (если, конечно, эта позиция защиты соответствует обстоятельствам дела).

Предварительно защитнику и задержанному необходимо потребовать ознакомить их с основаниями задержания и подтверждающими наличие этих оснований документами. Следователи в этом отказывают, ссылаясь на тайну следствия и отсутствие такой процедуры в УПК РФ, но в суд такие документы предоставляют, и адвокат может с ними ознакомиться.

Если следователь откажет в освобождении задержанного, можно подавать жалобы руководителю следственного органа и прокурору (ст. 124 УПК), а также в суд (ст. 125 УПК). При этом в жалобе в суд можно указать, что в установленный в ст. 124 УПК РФ 3-дневный срок жалоба на отказ следователя освободить задержанного не была рассмотрена (в ч. 1 ст. 124 предусмотрено продление срока рассмотрения жалобы до 10 суток).

Поскольку суды не соблюдают установленный в ч. 3 ст. 125 УПК РФ 5-дневный срок рассмотрения жалобы, видимо, она будет назначена к рассмотрению уже после того, как задержанный будет освобожден или следователь обратится в суд с ходатайством о продлении срока задержания или избрания меры пресечения в виде заключения под стражу (ст. 108 УПК РФ).

В последнем случае доводы защиты можно представить в суд, рассматривающий ходатайство следователя.

Предметность жалобы на незаконное задержание обеспечивается ясностью объяснений об отсутствии фактических обстоятельств, обуславливающих задержание и последующее заключение под стражу. Так если следователь ссылается на то, что потерпевший или очевидцы указали на задержанного как на лицо, совершившее преступление. В этом случае адвокат может представить подтверждение наличия у задержанного алиби на момент совершения преступления. Очевидцы должны указать приметы лица, совершившего преступление, но адвокат может предоставить суду подтверждение того, что внешность задержанного ранее существенно отличалась от описания, данного очевидцами. Если задержание осуществлено при проведении ОРМ, необходимо просить суд признать эти материалы недопустимыми для целей уголовно-процессуального доказывания.

Аргументированность жалобы достигается четким обоснованием позиции защиты о том, что решение следователя о применении задержания было ошибочным (например, поспешным, без выяснения характеристик задержанного лица, влияющих на решение о задержании).

Задержание само по себе не является самоцелью органов расследования. Задержание — это обеспечительная мера, обусловленная целями и задачами уголовного судопроизводства. И если адвокат или задержанный обоснует перед судом отсутствие необходимости в такой обеспечительной мере, как задержание, у суда не будет оснований для отказа в удовлетворении просьбы защиты об освобождении задержанного. Для этого надлежит убедить суд в том, что интересы органов расследования не пострадают, если задержанный будет освобожден.

Вместе с тем необходимо учитывать, что даже ЕСПЧ не находит нарушений ст. 5 Конвенции в том, что органы расследования кратковременно задержали лицо, подозреваемое в совершении преступления. Только после истечения определенного времени одного лишь подозрения будет недостаточно, чтобы лицо и далее было лишено личной свободы (постановления ЕСПЧ от 24.07.2003 по делу «Смирновы против России» от 08.02.2005 по делу «Панченко против России»8). Поэтому, если органы расследования будут располагать достаточными данными о необходимости задержания конкретного лица, вероятнее всего, суд займет сторону органов расследования и откажет в удовлетворении жалобы, но удовлетворит ходатайство следователя.

В этом случае задержанный и его защитник могут обжаловать уже не задержание, а применение меры пресечения в виде содержания под стражей.

Следует отметить, что в большинстве случаев судьи в наших судах не воспринимают никакие аргументы задержанного и защиты, даже если они довольно весомые.

26.02.2018 г. Как обжаловать действия следователя?

Жалоба это письменное обращение участника уголовного су­допроизводства по поводу восстановления его прав и законных инте­ресов, которые, по его мнению, были нарушены действиями (бездей­ствием) или решениями субъектов, осуществляющих производство по уголовному делу.
Право на обжалование предусмотрено и регламентировано нормами УПК РФ.
Право на обжалование процессуальных действий (бездействия) и решений является одним из принципов уголовного судопроизвод­ства (ст. 19 УПК РФ). В целях реализации указанного принципа законода­тель в гл. 16 УПК РФ устанавливает специальные нормы, определяющие порядок обжалования.
Согласно ст. 123 УПК действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственно­го органа, а также прокурора и суда могут быть обжалованы в установ­ленном законом порядке участниками уголовного судопроизводства в той части, в которой производимые процессуальные действия и прини­маемые процессуальные решения затрагивают их интересы.
Кроме этого законодатель предоставляет право обжалования и иным лицам, чьи интересы могут быть затронуты в ходе совершаемых процессуальных действий.
Российское уголовно-процессуальное законодательство преду­сматривает два процессуальных порядка обжалования:
— внесудебный порядок, предусматривающий рассмотрение жало­бы прокурором или руководителем следственного органа;
— судебный порядок, предусматривающий рассмотрение жалобы в суде. Во внесудебном порядке жалобы на действия (бездействия) и решения органов дознания и следствия подлежат рассмо­трению прокурором или руководителем следственного органа.
Так, прокурор является должностным лицом, в функции которого входит надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. Таким образом, прокурору могут быть об­жалованы любые действия (бездействие) и решения органов дознания, дознавателя, следователя и руководителя следственного органа. В свою очередь руководитель следственного органа является должностным лицом, в полномочия которого, в том числе входит ведомственный кон­троль за законностью и обоснованностью предварительного следствия. Поэтому ему могут быть обжалованы действия (бездействие) и решения следователя или руководителя нижестоящего следственного органа.
Входе рассмотрения жалобы прокурор или руководитель следственного органа обязаны разобраться в ней по существу и осуществить проверку изложенных заявителем фактов на­рушения прав и законных интересов лиц или организаций. При этом анализу и надлежащей проверке должны быть подвер­гнуты все изложенные в жалобе доводы. Только в этом случае принятое прокурором или руководителем следственного органа решение по жалобе можно будет считать законным и обоснованным.
В соответствии с ч. 1. ст. 124 УПК РФ жалоба во внесудебном поряд­ке должна быть рассмотрена в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо ис­требовать дополнительные материалы либо принять иные меры, срок ее рассмотрения может быть продлен до 10 суток, о чем извещается заявитель.
Решение по жалобе оформляется соответствующим постановлени­ем прокурора или руководителя следственного органа. Законодатель предусматривает три вида таких постановлений:
а) о полном удовлетворении жалобы;
б) о частичном удовлетворении жалобы. При этом в постановлении необходимо указать, в какой именно части жалоба удовлетворена;
в) об отказе в удовлетворении жалобы.
Решение по жалобе прокурор или руководитель следственного ор­гана могут принять лишь в рамках своих процессуальных полномочий, предусмотренных соответственно ст. 37 УПК РФ. В частности, про­курор имеет право отменить незаконные или необоснованные реше­ния дознавателя или нижестоящего прокурора. Он также имеет право требовать от органов дознания устранения нарушений федерального закона, отстранять дознавателя производства по уголовному делу и т.д. При рассмотрении жалобы на действия (бездействие) или решения следственных органов прокурор вправе лишь требовать устранений на­рушения федерального закона, допущенных в процессе предваритель­ного следствия.
В свою очередь руководитель следственного органа имеет право отменять незаконные или необоснованные решения следователя или нижестоящего руководителя следственного органа, отстранять следова­теля от участия в уголовном деле, давать ему письменные указания и т.д.
В случае полного или частичного отказа в удовлетворении жалобы в постановлении должны быть мотивированно и в по­нятных для заявителя формулировках изложены конкретные обстоятельства уголовного дела, обусловившие принятие подобного решения. Это позволит в полной мере обеспечить право каждого на обжалование, а также даст возможность ар­гументировано обратиться с новой жалобой к вышестоящему должностному лицу или в суд.
Уведомление о принятом решении заявителя осуществляется неза­медлительно после вынесения соответствующего постановления. Зая­вителю направляется копия этого уголовно-процессуального документа и разъясняется возможность и порядок его дальнейшего обжалования.
Судебный порядок обжалования в уголовном судопроизвод­стве обусловлен положениями Конституции Российской Федера­ции, которая гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст. 46). Рассмотрение жалоб — это одна из предусмо­тренных законом форм осуществления судебного контроля.
В соответствии с нормами УПК РФ в суд могут быть обжалованы действия (без­действие) и решения органов дознания, предварительного следствия и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо за­труднить доступ граждан к правосудию (ч. 1 ст. 125 УПК РФ). Возмож­ность судебного обжалования отдельных процессуальных актов орга­нов предварительного расследования до момента направления всего уголовного дела в суд является эффективной гарантией защиты прав заинтересованных лиц.
Рассматривая возможность обжалования действий (бездействия) и решений органов дознания и предварительного следствия, необходи­мо иметь в виду, что подобная форма процессуального контроля может иметь место лишь до момента направления материалов уголовного дела с обвинительным заключением или актом в суд для рассмотрения по существу. После получения уголовного дела судом 1-й инстанции уча­ствующие в уголовном деле лица имеют возможность отстаивать свои права и законные интересы, в том числе признавать недопустимыми отдельные материалы уголовного дела, лишь посредством обращения в суд.
Общие условия и порядок рассмотрения судом жалобы на действия (бездействие) или решения органов дознания, предварительного след­ствия или прокуратуры регламентирован ст. 125 УПК РФ. Жалоба рас­сматривается по месту производства предварительного расследования уголовного дела районным (приравненным военным) судом, действую­щим в составе одного федерального судьи. Процессуальный порядок обжалования может быть условно разделен на несколько этапов: а) на­правление жалобы; б) рассмотрение жалобы; в) вынесение решение по жалобе; г) уведомление о вынесенном решении.
Направление жалобы в суд осуществляется либо самим заявителем, либо его защитником, законным представителем или представителем. При этом помимо вышеперечисленных способов направления жалобы закон предусматривает еще один. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 125 УПК РФ жалоба может быть направлена в суд прямо через дознавателя или следователя. Принесение жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия и исполнение обжалуемого решения, если это не найдет нужным сделать орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа, прокурор или судья.
Рассмотрение жалобы производится в судебном заседании в течение 5 суток со дня ее поступления (ч. 3 ст. 125 УПК РФ). Жа­лобы рассматриваются судом в открытом судебном заседании, за исключением прямо предусмотренных законом случаев. При рассмотрении жалобы праве принимать участие заявитель, лица, представляющие интересы заявителя (защитник, пред­ставители, законные представители), иные лица, чьи инте­ресы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, прокурор. Неявка указанных лиц, если они были своевременно извещены о времени и месте судебного заседания и не настаивают на своем участии, не является препятствием для рассмотрения жалобы.
В начале судебного заседания председательствующий объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, оглашает состав суда и разъяс­няет явившимся лицам их права и обязанности. Затем заявитель, если он участвует в судебном заседании, обосновывает жалобу. После этого за­слушиваются другие явившиеся лица. Заявителю предоставляется воз­можность выступить с репликой.
Решение по жалобе выносится в порядке, установленном общими условиями судебного разбирательства (ст. 256 УПК РФ) и оформляется постановлением. В соответствии с ч. 5 ст. 125 УПК РФ такие постановле­ния могут быть двух видов:

  • об оставлении жалобы без удовлетворения;
  • о признании действия (бездействия) или решения соответствую­щего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обя­занности устранить допущенное нарушение.
    Решение, принятое по результатам рассмотрения жа­лобы, может быть в свою очередь обжаловано в вышестоящий суд.
    При этом не следует забывать, что рассмотрение жалобы не приостанавливает производство по делу.

Каков порядок обжалования действий и решений дознавателя (органа дознания) и следователя (руководителя следственного органа)?

Жалоба — это письменное обращение участника уголовного су­допроизводства по поводу восстановления его прав и законных инте­ресов, которые, по его мнению, были нарушены действиями (бездей­ствием) или решениями субъектов, осуществляющих производство по уголовному делу.

Право на обжалование процессуальных действий (бездействия) и решений обусловлено одним из принципов уголовного судопроизвод­ства (ст. 19 УПК РФ). В целях реализации указанного принципа законода­тель в гл. 16 УПК РФ устанавливает специальные процессуальные меха­низмы обжалования.

Так, в соответствии со ст. 123 УПК действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственно­го органа, а также прокурора и суда могут быть обжалованы в установ­ленном законом порядке участниками уголовного судопроизводства в той части, в которой производимые процессуальные действия и прини­маемые процессуальные решения затрагивают их интересы.

Помимо этого законодатель предоставляет право обжалования и иным лицам, которые, формально не являясь участниками уголовно- процессуальной деятельности, могут пострадать от действий (бездей­ствия) или решений указанных субъектов.

Как подчеркнул Конституционный Суд Российской Федерации, обе­спечение гарантируемых Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве обусловлено не формаль­ным признанием лица тем или иным участником производства по уго­ловному делу, а наличием определенных сущностных признаков, харак­теризующих фактическое положение этого лица как нуждающегося в обеспечении соответствующего права 12 .

Современное уголовно-процессуальное законодательство преду­сматривает два процессуальных порядка обжалования:

— внесудебный порядок, предусматривающий рассмотрение жало­бы прокурором или руководителем следственного органа;

— судебный порядок, предусматривающий рассмотрение жалобы в суде. Во внесудебном порядке жалобы на действия (бездействия) и решения субъектов уголовной юрисдикции подлежат рассмо­трению прокурором или руководителем следственного органа.

Так, прокурор является должностным лицом, в функции которого входит надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. Таким образом, прокурору могут быть об­жалованы любые действия (бездействие) и решения органов дознания, дознавателя, следователя и руководителя следственного органа. В свою очередь руководитель следственного органа является должностным лицом, в полномочия которого, в том числе входит ведомственный кон­троль за законностью и обоснованностью предварительного следствия. Поэтому ему могут быть обжалованы действия (бездействие) и решения следователя или руководителя нижестоящего следственного органа.

Внесудебный порядок обжалования можно условно разделить на че­тыре этапа: а) направление жалобы; б) рассмотрение жалобы; в) вынесе­ние решения по жалобе; г) уведомление о принятом решении заявителя.

Направление жалобы прокурору или руководителю следственного органа может осуществляться различными способами. Так, заявитель вправе непосредственно передать жалобу в орган прокуратуры или предварительного следствия (вручить лично соответствующему проку­рору, руководителю следственного органа либо отдать в канцелярию). Жалоба может быть направлена и по почте. В соответствии со ст. 126 УПК РФ находящиеся под стражей подозреваемые направляют жалобы че­рез администрацию ИВС.

Входе рассмотрения жалобы прокурор или руководитель следственного органа обязаны разобраться в ней по существу и осуществить проверку изложенных заявителем фактов на­рушения прав и законных интересов лиц или организаций. При этом анализу и надлежащей проверке должны быть подвер­гнуты все изложенные в жалобе доводы. Только в этом случае принятое прокурором или руководителем следственного органа решение по жалобе можно будет считать законным и обоснованным 13.

Как в частности отметил Конституционный Суд Российской Феде­рации, при рассмотрении жалобы закон не допускает отказ от исследо­вания и оценки всех приводимых в ней доводов, а также мотивировки решений путем указания на конкретные, достаточные с точки зрения принципа разумности основания, по которым эти доводы отвергаются14.

В соответствии с ч. 1. ст. 124 УПК РФ жалоба во внесудебном поряд­ке должна быть рассмотрена в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо ис­требовать дополнительные материалы либо принять иные меры, срок ее рассмотрения может быть продлен до 10 суток, о чем извещается заявитель.

Решение по жалобе оформляется соответствующим постановлени­ем прокурора или руководителя следственного органа. Законодатель предусматривает три вида таких постановлений:

а) о полном удовлетворении жалобы;

б) о частичном удовлетворении жалобы. При этом в постановлении необходимо указать, в какой именно части жалоба удовлетворена;

в) об отказе в удовлетворении жалобы.

Решение по жалобе прокурор или руководитель следственного ор­гана могут принять лишь в рамках своих процессуальных полномочий, предусмотренных соответственно ст. 37 и 29 УПК РФ. В частности, про­курор имеет право отменить незаконные или необоснованные реше­ния дознавателя или нижестоящего прокурора. Он также имеет право требовать от органов дознания устранения нарушений федерального закона, отстранять дознавателя производства по уголовному делу и т.д. При рассмотрении жалобы на действия (бездействие) или решения следственных органов прокурор вправе лишь требовать устранений на­рушения федерального закона, допущенных в процессе предваритель­ного следствия.

В свою очередь руководитель следственного органа имеет право отменять незаконные или необоснованные решения следователя или нижестоящего руководителя следственного органа, отстранять следова­теля от участия в уголовном деле, давать ему письменные указания и т.д.

В случае полного или частичного отказа в удовлетворении жалобы в постановлении должны быть мотивированно и в по­нятных для заявителя формулировках изложены конкретные обстоятельства уголовного дела, обусловившие принятие подобного решения. Это позволит в полной мере обеспечить право каждого на обжалование, а также даст возможность ар­гументировано обратиться с новой жалобой к вышестоящему должностному лицу или в суд.

Как отметил в одном из своих решений Конституционный Суд РФ, Конституция РФ требует рассматривать гражданина не как объект госу­дарственной деятельности, а как равноправного субъекта, могущего за­щищать свои права всеми не запрещенными законом способами и спо­рить с государством в лице любых его органов. Поэтому приведенные конституционные положения предполагают не только право заинтере­сованного лица подать в соответствующий государственный орган или должностному лицу заявление, ходатайство или жалобу, но и право по­лучить на свое обращение адекватный ответ. Применительно к уголов­ному судопроизводству это означает необходимость принятия по тако­му обращению предусмотренного законом процессуального решения, которое в силу части четвертой статьи 7 УПК РФ должно быть законным, обоснованным и мотивированным15.

Уведомление о принятом решении заявителя осуществляется неза­медлительно после вынесения соответствующего постановления. Зая­вителю направляется копия этого уголовно-процессуального документа и разъясняется возможность и порядок его дальнейшего обжалования.

Судебный порядок обжалования в уголовном судопроизвод­стве обусловлен положениями Конституции Российской Федера­ции, которая гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст. 46). Рассмотрение жалоб — это одна из предусмо­тренных законом форм осуществления судебного контроля.

В соответствии с положениями действующего уголовно- процессуального закона в суд могут быть обжалованы действия (без­действие) и решения органов дознания, предварительного следствия и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо за­труднить доступ граждан к правосудию (ч. 1 ст. 125 УПК РФ). Возмож­ность судебного обжалования отдельных процессуальных актов орга­нов предварительного расследования до момента направления всего уголовного дела в суд является эффективной гарантией защиты прав заинтересованных лиц.

Рассматривая возможность обжалования действий (бездействия) и решений органов дознания и предварительного следствия, необходи­мо иметь в виду, что подобная форма процессуального контроля может иметь место лишь до момента направления материалов уголовного дела с обвинительным заключением или актом в суд для рассмотрения по существу. После получения уголовного дела судом 1-й инстанции уча­ствующие в уголовном деле лица имеют возможность отстаивать свои права и законные интересы, в том числе признавать недопустимыми отдельные материалы уголовного дела, лишь посредством механизмов судебного производства.

Общие условия и порядок рассмотрения судом жалобы на действия (бездействие) или решения органов дознания, предварительного след­ствия или прокуратуры регламентирован ст. 125 УПК РФ. Жалоба рас­сматривается по месту производства предварительного расследования уголовного дела районным (приравненным военным) судом, действую­щим в составе одного федерального судьи. Процессуальный порядок обжалования может быть условно разделен на несколько этапов: а) на­правление жалобы; б) рассмотрение жалобы; в) вынесение решение по жалобе; г) уведомление о вынесенном решении.

Направление жалобы в суд осуществляется либо самим заявителем, либо его защитником, законным представителем или представителем. При этом помимо вышеперечисленных способов направления жалобы закон предусматривает еще один. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 125 УПК РФ жалоба может быть направлена в суд прямо через дознавателя или следователя. Принесение жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия и исполнение обжалуемого решения, если это не найдет нужным сделать орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа, прокурор или судья.

Рассмотрение жалобы производится в судебном заседании в течение 5 суток со дня ее поступления (ч. 3 ст. 125 УПК РФ). Жа­лобы рассматриваются судом в открытом судебном заседании, за исключением прямо предусмотренных законом случаев16. При рассмотрении жалобы праве принимать участие: а) заявитель; б) лица, представляющие интересы заявителя (защитник, пред­ставители, законные представители); в) иные лица, чьи инте­ресы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением; г) прокурор. Неявка указанных лиц, если они были своевременно извещены о времени и месте судебного заседания и не настаивают на своем участии, не является препятствием для рассмотрения жалобы.

В начале судебного заседания председательствующий объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, оглашает состав суда и разъяс­няет явившимся лицам их права и обязанности. Затем заявитель, если он участвует в судебном заседании, обосновывает жалобу. После этого за­слушиваются другие явившиеся лица. Заявителю предоставляется воз­можность выступить с репликой.

Решение по жалобе выносится в порядке, установленном общими условиями судебного разбирательства (ст. 256 УПК РФ) и оформляется постановлением. В соответствии с ч. 5 ст. 125 УПК РФ такие постановле­ния могут быть двух видов:

  • об оставлении жалобы без удовлетворения;
  • о признании действия (бездействия) или решения соответствую­щего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обя­занности устранить допущенное нарушение. При этом особо следует отметить, что суд не является органом уголовного преследования и со­ответственно лишен процессуальной возможности самостоятельно от­менить или изменить незаконное или необоснованное действие или ре­шение стороны обвинения. В его полномочия входит только признание таких действий или решений не соответствующими закону и указание на исправление допущенных нарушений.

Уведомление о вынесенном решении заключается в направлении су­дом копий постановления заявителю, прокурору и руководителю след­ственного органа. Решение, принятое по результатам рассмотрения жа­лобы, может быть в свою очередь обжаловано в суд областного уровня (приравненный военный суд) в кассационном, а с 1 января 2013 г. — в апелляционном порядке.

порядок обжалования действий и решений следователя

В соответствии с п. 41 ст. 5 УПК РФ следователь — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Действия и бездействия данного лица в первую очередь могут быть обжалованы в соответствии с требованиями данного кодекса руководителю следственного органа, который уполномочен: поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю, создавать следственную группу, отменять по находящимся в производстве подчиненного следственного органа уголовным делам незаконные или необоснованные постановления следователя, давать ему указания о направлении расследования, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований Уголовного Кодекса, утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу, возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования.

При отсутствии со стороны руководителя следственного органа надлежащего процессуального контроля, действия следователя могут быть обжалованы прокурору или в суд.

В соответствии с требованиями ст. 124 УПК РФ прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель. По результатам рассмотрения жалобы прокурор, руководитель следственного органа выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении. Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования.

Так, в результате обращения гражданина П. в Гагаринскую межрайонную прокуратуру г. Москвы с жалобой в порядке ст. 124 УПК РФ на незаконное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, прокурором указанное решение отменено, возбуждено уголовное дело, в рамках которого П. признан потерпевшим.

Кроме того, в соответствии со ст. 125 УПКРФ постановления следователя, а равно иные решения и действия (бездействие) следователя, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту производства предварительного расследования.

Жалоба может быть подана в суд заявителем, его защитником, законным представителем или представителем непосредственно либо через следователя, руководителя следственного органа или прокурора.

Судья проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений следователя, не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы в судебном заседании с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также с участием прокурора, следователя, руководителя следственного органа.

По результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих постановлений: о признании действия (бездействия) или решения следователя незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение, либо об оставлении жалобы без удовлетворения.

В 2012 году непосредственно в суд обратился гражданин И. с жалобой на незаконный отказ следователя в признании его потерпевшим по уголовному делу о мошенничестве. Суд, исследовав материалы уголовного дела, признал такой отказ незаконным, постановил устранить допущенное нарушение. Во исполнение решения суда, следователем вынесено постановление о признании гражданина И. потерпевшим по уголовному делу, в результате чего указанный гражданин приобрел право требовать похищенное имущество, в том числе, и в гражданском порядке.

Гагаринский межрайонный прокурор г.Москвы Н.Г. Батищев

В КС направлена жалоба на отвод защитника от участия в деле через допрос

13 марта в Конституционный Суд направлена жалоба адвоката АП Ставропольского края Натальи Гольцевой, которая сообщила о нарушении ее конституционных прав применением ст. 19, 56, 72, 113 и 125 УПК РФ. Обращению в КС предшествовали следующие обстоятельства.

В феврале 2016 г. следователь решил допросить адвоката Наталью Гольцеву по уголовному делу, в котором она участвовала в качестве защитника. Адвокат в связи с этим обратилась в Совет адвокатской палаты с просьбой разъяснить, как действовать в подобной ситуации, и одновременно предложила следователю подождать ответа. Однако тот вынес постановление о принудительном приводе защитника. 11 февраля 2016 г. Наталью Гольцеву допросили, после чего следователь вынес постановление об отводе ее от участия в уголовном деле.

Адвокат обратилась в суд с жалобой на действия следователя в порядке ст. 125 УПК, указав на незаконное проведение ее допроса в качестве свидетеля и на незаконность постановления следователя о ее приводе. Суд постановил оставить жалобу без удовлетворения.

Апелляционная инстанция отменила решение нижестоящего суда, однако при этом апелляция определила прекратить производство по жалобе адвоката. В качестве обоснования суд указал, что незаконный привод и допрос адвоката в качестве свидетеля не подлежат обжалованию в порядке ст. 125 УПК РФ, а затрагиваемые вопросы могут быть предметом судебного разбирательства в случае рассмотрения уголовного дела по существу. Кассационная инстанция также оставила жалобу без удовлетворения.

Как рассказал «АГ» представитель Натальи Гольцевой, советник ФПА РФ, председатель Комиссии по защите прав адвокатов АП Ставропольского края Нвер Гаспарян, в своей жалобе она указала, что оспариваемые положения УПК, по ее мнению, не позволяют на стадии предварительного расследования обжаловать в суд процессуальные действия следователя, которые причинили ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства, в том числе обжаловать решение о допросе адвоката в качестве свидетеля и о принудительном его приводе с последующим отводом от участия в деле, повлекшее нарушение права обвиняемого на защиту посредством выбранного защитника.

В жалобе адвокат отметила, что указание суда апелляционной инстанции на то, что затрагиваемые вопросы могут быть предметом судебного разбирательства в случае рассмотрения уголовного дела по существу, не может быть реализовано, так как после произведенного допроса в качестве свидетеля заявительница постановлением следователя была отстранена от участия в деле и не могла участвовать в предстоящем судебном разбирательстве, обжаловать допрос, привод и отвод.

В своем обращении Наталья Гольцева сослалась на подп. 5 п. 4 ст. 6 Закона об адвокатской деятельности, согласно которому адвокат не вправе разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием последнему юридической помощи, без согласия доверителя. Также она указала, что в соответствии с п. 2 ст. 8 этого закона адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием.

Комментируя ситуацию «АГ», Нвер Гаспарян указал, что знает о существовании аналогичных дел: «Как мне стало известно от коллег, суды и в иных регионах взяли на вооружение вышеприведенную аргументацию и стали отказывать адвокатам в обжаловании незаконных допросов в порядке ст. 125 УПК РФ. Понимая, что такое “прецедентное право” представляет большую опасность для сообщества и противоречит целому ряду статей Конституции РФ, мы обратились в Конституционный Суд».

Стоит отметить, что ранее «АГ» писала об аналогичном отводе защитника от участия в деле в Республике Коми.

Статья написана по материалам сайтов: pershickow.ru, iskivsem.ru, 01.xn--b1aew.xn--p1ai, akademichesky.mos.ru, www.advgazeta.ru.

«

Это интересно:  Как привязать карту к Яндекс деньгам
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий