Как инициировать рассмотрение спора в надзорной инстанции

Таких этапов два – предварительный и непосредственно рассмотрение жалобы в судебном заседании суда надзорной инстанции.

Предварительный этап (фильтрация)

Предварительный этап открывается подачей надзорной жалобы (представления). Необходимо отметить, что ГПК не отвечает на вопрос о том, кто и когда возбудил надзорное производство (одно из требований ЕСПЧ). Например, в ст. 293 АПК определено, что надзорное производство возбуждается на основании заявления лица, участвующего в деле, или представления прокурора». В ГПК такой нормы нет. Используются выражения «жалоба подается», «жалоба изучается», «жалоба рассматривается».

Поэтому суд надзорной инстанции, как и суд кассационной инстанции, работает с невозвращенной жалобой.

Когда жалоба может быть возвращена? Этому процессуальному действию посвящена ст. 391.4 ГПК. Перечень оснований исчерпывающий:

1) нарушение требований п. 1–5 и 7 ст. 391.3 ГПК к форме и содержанию жалобы;

2) подача жалобы (представления) лицом, не имеющим права обращения в суд надзорной инстанции;

3) пропуск срока обжалования и отсутствие определения о восстановлении такого срока;

4) просьба о возвращении или об отзыве жалобы (представления);

5) нарушение правил подсудности при подаче жалобы.

Как уже было отмечено, нормы о том, что судья должен принять жалобу к производству, в ГПК нет. Следующая ст. 391.5 ГПК содержит нормы о действиях «после поступления» жалобы.

Жалоба изучается единолично судьей ВС РФ. Производится изучение самой жалобы и материалов, приложенных к ней. Дело истребовать не обязательно, что вытекает из положений ч. 1 ст. 391.5 и ч. 2 ст. 391.6 ГПК. На этом же этапе возможно (но не обязательно!) приостановление исполнения решения (ч. 1 ст. 391.5 ГПК). О приостановлении исполнения заинтересованное лицо должно ходатайствовать перед судом.

Сроки изучения жалобы (ст. 391.6 ГПК) – не более двух месяцев и не более трех месяцев, если дело было истребовано. Председатель ВС РФ может продлить этот срок не более чем на два месяца.

В любом случае время со дня истребования дела до дня его поступления в суд надзорной инстанции не засчитывается в указанные сроки.

Изучение жалобы (или жалобы с делом) завершается вынесением одного из двух определений:

1) об отказе в передаче жалобы (представления) прокурора для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции (ч. 2 ст. 391.5, ст. 391.7 ГПК).

Но в соответствии с ч. 3 ст. 391.5 ГПК Председатель ВС РФ «вправе не согласиться» с определением судьи ВС РФ об отказе в передаче жалобы и вынести определение о его отмене и передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании. Действующая редакция ГПК, как и прежние, содержит неопределенность в вопросе о том, нужно ли специальное обращение к Председателю ВС РФ или он сам производит контроль за вынесенными определениями.

Определение об отказе в передаче надзорной жалобы, представления должно содержать (ст. 391.7):

– дату и место вынесения определения;

– фамилию и инициалы судьи, вынесшего определение;

– наименование лица, подавшего жалобу, представление;

– указание на судебные постановления, которые обжалуются;

– мотивы, по которым отказано в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ;

2) о передаче жалобы или представления прокурора с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ (ч. 2 ст. 391.5, ст. 391.8 ГПК).

Определение о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ должно содержать (ст. 391.8 ГПК):

– дату и место вынесения определения;

– фамилию и инициалы судьи, вынесшего определение;

– наименование лица, подавшего жалобу, представление;

– указание на судебные постановления, которые обжалуются;

– изложение содержания дела, по которому приняты судебные постановления;

– мотивированное изложение оснований для передачи надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ;

– предложения судьи, вынесшего определение.

Требования, предъявляемые законом к обоим видам определений, свидетельствуют о том, что решая дальнейшую судьбу жалобы и дела, судья действует исключительно по усмотрению. ГПК не установил критериев приемлемости, по которым судья мог бы выбирать, достойно ли дело пересмотра в надзорной инстанции. От судьи требуется мотивировать свои действия, а в случае передачи жалобы с делом на рассмотрение в судебное заседание – еще и сформулировать свои предложения (п. 7 ч. 1 ст. 391.8 ГПК).

Таким образом, имеет место нарушение сразу двух необходимых принципов пересмотра судебных актов, вступивших в законную силу: дело не возбуждается самим участником и основания для его возбуждения произвольны.

Этапа фильтрации не предусмотрено для представлений Председателя ВС РФ (его заместителя), которые он вносит в Президиум ВС РФ в порядке ст. 391.11 ГПК. Условия для внесения такого представления:

1) жалоба заинтересованных лиц или представление прокурора. Жалоба (представление) подаются Председателю ВС РФ, причем в законе не расшифровывается, кто в данном случае является «заинтересованными лицами»;

2) необходимость устранения фундаментальных нарушений норм права, повлиявших на законность судебных постановлений, лишение участников спорных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных ГПК, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство или ограничение этих прав;

3) срок для обращения заинтересованного лица или прокурора к Председателю ВС РФ – шесть месяцев со дня вступления обжалованных постановлений в законную силу. Причем не ясно, как отсчитывается шестимесячный срок и как он соотносится с общим трехмесячным сроком (ч. 2 ст. 391.2 ГПК) надзорного обжалования;

4) Председатель ВС РФ или его заместитель не могут участвовать в рассмотрении дела Президиумом.

Выше уже отмечалось, что Председатель ВС РФ является неприемлемым субъектом в качестве лица, возбуждающего надзорное производство, поскольку он не является лицом, участвующим в деле. Деятельность Председателя ВС РФ фактически создает еще одну инстанцию по пересмотру судебных актов помимо апелляционной, двух кассационных и надзорной. Для дел, рассмотренных по первой инстанции у мирового судьи или в районном суде, общее количество судебных инстанций (вместе с первой) достигнет шести. Вряд ли к такой ситуации можно применить категорию разумных сроков рассмотрения дела.

Кроме того, создается конкуренция между различными возможностями по обжалованию, поскольку не ясно, в какой момент возможно обращение к Председателю ВС РФ. ГПК не вводит понятия «исчерпание иных возможностей по пересмотру вступившего в силу решения». Нужно ли сначала инициировать надзорное производство в общем порядке или можно сразу обращаться к Председателю ВС РФ? Второе явно выгоднее, поскольку освобождает от этапа фильтрации.

Судебная практика (позиция КС РФ): Статья 389 ГПК Постановлением КС РФ 05.02.2007 № 2-П признана не противоречащей Конституции в той мере, в какой предусмотренное ею правомочие Председателя ВС РФ и его заместителя внести в Президиум ВС РФ мотивированное представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях обеспечения единства судебной практики и законности может быть реализовано по общим правилам гл. 41 ГПК.

КС РФ указал, что не допускается произвольный отказ Председателя ВС РФ и его заместителя внести представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора при наличии предусмотренных законом оснований.

Рассмотрение жалобы, представления в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ

Президиум ВС РФ принимает дело к рассмотрению на основании определения судьи ВС РФ о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании. Извещение лиц, участвующих в деле, высылку им копий жалобы и судебного определения производит Президиум (ст. 391.10 ГПК). Он же определяет дату судебного заседания.

Это интересно:  Возврат бытовой техники в магазин по законодательству РФ

Неявка лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не будет препятствием для рассмотрения дела (абз. 2 ч. 2 ст. 391.10 ГПК).

Сроки рассмотрения жалобы в судебном заседании (ст. 391.10 ГПК) – не более двух месяцев со дня вынесения определения о передаче жалобы с делом.

Сама процедура рассмотрения дела в судебном заседании выглядит следующим образом.

Судебное заседание начинается докладом судьи ВС РФ. Докладчик излагает (ч. 7 ст. 391.10):

– содержание судебных постановлений, принятых по делу;

– доводы жалобы (представления), послужившие основанием для их передачи в судебное заседание.

Ничего не сказано о том, должен ли докладчик огласить предложения судьи, вынесшего определение о передаче (о необходимости которых в этом определении упоминает п. 7 ч. 1 ст. 391.8 ГПК). Лица, участвующие в деле, дают свои объяснения после выступления судьи-докладчика. Первым дает объяснения лицо, подавшее жалобу (представление).

Когда все явившиеся выступили, суд остается на совещание. Все вопросы на совещании решаются большинством голосов. При равном количестве голосов «за» и «против» жалоба (представление) считаются отклоненными (ч. 10 ст. 391.10 ГПК). По результатам рассмотрения принимается постановление.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит (ст. 391.14 ГПК).

Постановление Президиума Верховного Суда РФ

Требования к постановлению Президиума ВС РФ содержатся в ст. 391.13 ГПК.

Вводная часть постановления включает:

1) наименование и состав суда, принявшего постановление;

2) дату и место принятия постановления;

3) наименование дела, по которому принято постановление;

4) наименование лица, подавшего надзорную жалобу, представление;

5) фамилию, инициалы судьи, вынесшего определение о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

В описательной части постановления необходимо указать на содержание обжалуемых судебных постановлений. Содержание излагается кратко, указывается лишь сущность этих постановлений.

В мотивировочной части постановления Президиум должен указать мотивы, по которым он пришел к своим выводам, ссылки на законы, которыми руководствовался. Необходимо указывать, почему были отвергнуты доводы жалобы, представления, а также мотивы несогласия с выводами судьи, передавшего дело на рассмотрение в Президиум (если жалоба, представление отклоняются).

Выводы Президиума ВС РФ по результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления содержатся в резолютивной части и должны соответствовать полномочиям, предоставленным законом суду надзорной инстанции.

Как инициировать рассмотрение спора в надзорной инстанции

AJAX — EU e-Privacy Directive
This plugin provides the AJAX support for the EU e-Privacy Directive package.»>Cайт JURKOM74.RU использует файлы cookie и схожие технологии для удобства пользователей, а также предоставления персонализированной информации (в т.ч. рекламной). При использовании данного сайта вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Соглашением об использовании файлов cookie. AJAX — EU e-Privacy Directive
This plugin provides the AJAX support for the EU e-Privacy Directive package.»> Если вы не согласны с тем, чтобы мы использовали данный тип файлов, то вы должны соответствующим образом установить настройки вашего браузера или не использовать Сайт.

Надзорное производство: понятие и порядок возбуждения

Понятие надзорного производства

Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постанов­лений, вступивших в законную силу .

Надзорное производство является самостоятельной стадией гражданского процесса.

Необходимость такой стадии обусловлена рядом обстоятельств. Возможна ситуация, когда вступившее в законную силу судебное решение оказывается незаконным, а рассмотрение дела судами апелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает исправление судебной ошибки.

Значение надзорного производства:

  1. проверка вступивших в законную силу судебных решений в по­рядке надзора является дополнительной гарантией защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций;
  2. обеспе­чение единообразного применения закона (формировании общероссийской судебной практики).

Характерные черты пересмотра в порядке надзора:

  • могут осуществлять только указанные в законе суды надзорной ин­станции ( Президиум ВС РФ — ст. 391.1 ГПК РФ), которые имеют более широкие полномочия, чем суды кассационной инстанции;
  • только на основании определения судьи о передаче дела для рас­смотрения жалобы или представления прокурора по существу в суде надзорной инстанции или мотивированного представления о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора Пред­седателя ВС РФ, заместителя Председателя ВС РФ ( ст. 391.5 ГПК РФ);
  • предмет пересмотра в порядке надзора — судеб­ные постановления, которые вступили в законную силу (ими могут быть не только решения и определения суда первой инстанции, но и решения и определения судов апелляционной и кассаци­онной инстанций);
  • особые основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора ( ст. 391.9 ГПК РФ);
  • постановления суда надзорной инстанции дальнейшему обжалованию не подлежат .

Порядок возбуждения надзорного производства

Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам

    1. лиц, участвующих в деле, и
    2. других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.

Право на обращение в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре судебных постановлений, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.

Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации в течение 3 месяцев со дня вступления судебных постановлений в законную силу.

Надзорные жалоба, представление должны содержать ( ст. 391.3 ГПК РФ):

  1. наименование суда, в который они подаются;
  2. наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;
  3. наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;
  4. указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;
  5. указание на судебные постановления, которые обжалуются;
  6. указание на основания для пересмотра судебного постановления в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;
  7. просьбу лица, подающего жалобу или представление.

В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.

К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.

Надзорные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

Надзорные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу в течение 10 дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции, если:

  1. надзорные жалоба, представление не отвечают требованиям , предусмотренным пунктами 1 — 5 и 7 части первой , частями третьей — шестой статьи 391.3 Кодекса;
  2. надзорные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;

После поступления в суд надзорной инстанции надзорные жалоба, представление, поданные в соответствии с правилами, установленными ст. 391.1 — 391.3 Кодекса, изучаются судьей ВС РФ

  • по материалам, приложенным к жалобе, представлению, либо
  • по материалам истребованного дела.

В случае истребования дела им может быть вынесено определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорных жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве.

По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья ВС РФ выносит определение:

  1. об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;
  2. о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Председатель ВС РФ, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи ВС РФ об отказе и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Основания отмены (изменения) судебных постановлений в порядке надзора

Судебные постановления подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум ВС РФ установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:

  1. права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;
  2. права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
  3. единообразие в толковании и применении судами норм права.

Обжалование в порядке надзора

Последняя инстанция для отмены любого судебного решения по гражданскому делу – это обжалование в порядке надзора.

ГПК РФ позволяет обжаловать вступившие в силу судебные постановления при условии, что пройдены стадии апелляционного и кассационного обжалования. Обжалованию в порядке надзора посвящена глава 41.1 ГПК РФ. Как проходит эта стадия, узнаете ниже.

Содержание и сроки обжалования в порядке надзора

Надзорная жалоба по гражданскому делу подается сразу в Верховный Суд РФ. Она должна содержать данные инициатора пересмотра дела с указанием его гражданско-процессуального статуса в деле: истец, ответчик, третье лицо, и адресом местожительства, данные всех лиц, участвующих в деле, их адреса, перечень и краткое содержание всех судебных решений, постановлений или определений суда апелляционной инстанции, принятых по делу, основания и доводы для их пересмотра, просьбу инициатора надзора. Такая просьба должна выражаться в указании на точное решение, которое по мнению заявителя надлежит суду принять. О подсудности при обжаловании в порядке надзора – статья 391.1 ГПК РФ.

Жалобу обычно направляют посредством почтовой связи. Если по каким-то причинам пропущен срок обжалования в порядке надзора, в тексте жалобы необходимо просить о восстановлении срока по надзорной жалобе. Причины должны быть уважительными и подтверждены документально. Подписывается документ либо инициатором жалобы, либо его представителем – в доверенности на представление интересов в суде специально должно быть оговорено такое полномочие.

Жалоба в порядке надзора со всеми материалами и копиями (по числу участвовавших в деле лиц) подается в течение 3 месяцев с даты вступления в силу судебного постановления. Принятые по делу решение и постановления являются обязательной частью надзорной жалобы (приложение).

Обжалование в порядке надзора: кто заявитель

В порядке надзора в Верховный Суд РФ вправе обратиться участники гражданского дела, прокурор – когда его участие было обязательно в суде 1 инстанции.

Обжаловать судебное постановление в порядке надзора могут и иные лица, в случае, если вынесенные судебные постановления нарушают их права и интересы. Только такие обстоятельства придется доказывать в общем порядке. То есть представлять доказательства по гражданскому делу, отсутствие судебных извещений (так как не привлекались ни соответчиком, ни третьим лицом) и просить отменять решения по причине не участия в деле.

Как проходит обжалование в порядке надзора

После подачи жалобы в надлежащую судебную инстанцию определяется ее судьбу: при нарушении сроков подачи, содержания, ненадлежащем заявителе жалоба возвращается. Верховным Судом РФ по указанному вопросу будет вынесено определение суда в течение 10 дней с даты поступления материалов. Аналогичное решение принимается, если заявитель подаст ходатайство о возвращении жалобы.

Судья примет решение: передать ли жалобу и все материалы на рассмотрение по существу или отказать заявителю в передаче дела. Дело направляется в соответствии с определением суда, копия которого направляется также всем лицам, участвующим в деле. Рассмотрение жалобы происходит в Президиуме Верховного Суда РФ в течение 2-3 месяцев в судебном заседании с участием явившихся извещенных лиц.

Основания для отмены судебного постановления установлены также ГПК РФ:

  • нарушение постановлением конституционных прав или прав, охраняемых нормами международного права,
  • нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц, интересов РФ,
  • при применении норм материального права в указанном случае нарушено единообразие в толковании норм права.

По результатам рассмотрения надзорной жалобы по гражданскому делу суд вправе:

  • отменить все или часть судебных решений и постановлений по делу,
  • направить его на новое рассмотрение, возможно, в новом составе,
  • прекратить производству по делу и т.п.

Результатом обжалования в порядке надзора станет вынесение Верховным Судом РФ постановления, которое вступит в силу немедленно после оглашения и обжалованию не подлежит, кроме случаев пересмотра решения по вновь открывшимся обстоятельствам.

Надзорное обжалование

Статья на тему: Наследство

Надзорное обжалование является заключительной стадией российского судопроизводства, позволяющей пересмотреть состоявшиеся и вступившие в силу судебные постановления по гражданскому делу, которые жалобщик считает незаконными. Надзорной инстанцией на сегодняшний момент признан лишь Президиум Верховного Суда (ВС). Сущность производства в надзорной инстанции состоит в том, что сначала все поступившие с жалобой материалы изучаются судьей единолично и только затем (при необходимости), на основании вынесенного им определения, направляются для коллегиального рассмотрения в судебное заседание Президиума ВС.

До подачи надзорной жалобы заявителем должны быть использованы все существующие способы обжалования, т.е. на руках потребуется иметь судебное решение, апелляционное определение и кассационное определение (постановление) судов, рассматривавших спорные отношения.

Заявителю для инициирования надзорного обжалования предоставляется три месяца от момента проведения кассационного разбирательства (поскольку кассационное определение вступает в силу незамедлительно с момента его принятия). Надзорная жалоба направляется непосредственно в адрес Верховного Суда.

Требования к оформлению надзорной жалобы достаточно стандартны, но язык ее написания должен быть сугубо профессиональный (юридический), ведь в документе потребуется грамотно изложить обоснования и доводы, по которым существующие судебные постановления нарушают права жалобщика. К жалобе прикладываются квитанция об уплате госпошлины, а также копии судебных решений и определений, причем все копии должны быть заверены печатью суда, вынесшего данное постановление.

В связи с этим для сбора необходимых документов придется посетить еще не единожды все суды, где проходило слушание дела (сначала потребуется оставить запрос о выдаче копии судебной бумаги, потом оплатить пошлину и получить заверенный документ на руки). Такую кропотливую работу как написание жалобы и сбор необходимых документов стоит поручать только грамотному адвокату, специализирующемуся на ведении определенной категории гражданских дел. Например, если обжалуются судебные постановления по наследственному спору, то потребуется обратиться к адвокату по наследству, когда обжалуются постановления, связанные с трудовыми правоотношениями, то понадобится помощь юриста, досконально разбирающегося в трудовом законодательстве.

Цели рассмотрение надзорной жалобы в Президиуме ВС несколько отличаются от таковых в кассационной инстанции. Верховным Судом вместе с проверкой законности и обоснованности вынесения судебного решения по конкретному спору (т.е. правомерности применения судами материальных и процессуальных норм права), оценивается возможность отступления судами от принципа единообразия толкования норм при принятии обжалуемых постановлений. Хотя в нашей стране отсутствует прецедентное право, но толкование правовых норм должно быть единообразно.

Кроме того, Верховным Судом будет проверено, не вступают ли принятые судебные постановления в противоречие с Конституцией, умаляя права и/или свободы человека, а также не нарушаются ли судебными актами права неопределенного круга лиц или иные публичные интересы. В тех случаях, когда в судебном заседании Президиум обнаружит одно (или несколько) вышеуказанных обстоятельств, то обжалуемые судебные постановления подлежат отмене или изменению.

По факту рассмотрения существа надзорной жалобы большинством судейских голосов принимается решение, которое отражается в постановлении Президиума ВС. По своему характеру постановления, принимаемые в надзорном порядке, могут быть аналогичны судебным определениям кассационной инстанции. В соответствии с процессуальным законодательством (ст. 391.14 ГПК) постановление Президиума обжалованию не подлежит. Это положение следует трактовать таким образом: в России не существует иной судебной инстанции, которая могла бы изменить или отменить постановление Президиума ВС. Однако исчерпание возможностей обжалования судебных постановлений в нашей стране, дает гражданину право на обращение в Европейский Суд.

Другие статьи на тему: Наследство

⁠Задайте ваш вопрос профессионалу с 20-летним опытом

Запишитесь на прием к адвокату Наталии Лобовой:

По итогам:
— если есть хоть один способ решить вопрос без суда, Вы получите полный алгоритм решения;
— если решить задачу возможно только через суд, я дополнительно предложу свою помощь в сопровождении дела.

Если задачу возможно решить положительно, она будет решена.

3. Порядок рассмотрения дел в суде надзорной инстанции

В соответствии со ст. 382 ГПК РФ дело, переданное для рассмотрения в суд надзорной инстанции, рассматривается:

• в президиуме верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда не более чем два месяца;

• Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, Военной коллегии Верховного Суда РФ не более чем три месяца;

• Президиуме Верховного Суда РФ не более чем четыре месяца.

Суд надзорной инстанции извещает участвующих в деле о времени и месте рассмотрения дела, направляет им копии определения суда о передаче дела для рассмотрения в надзорной инстанции и копии надзорной жалобы или представления прокурора. Неявка участвующих в деле лиц не препятствует его рассмотрению (ст. 385 ГПК).

Порядок рассмотрения дела в суде надзорной инстанции установлен ст. 386 ГПК РФ. Суд рассматривает дело в судебном заседании. Дело должно быть рассмотрено в судебном заседании в срок, не превышающий одного месяца, а в Верховном Суде РФ — двух месяцев со дня вынесения судьей определения.

В судебном заседании принимают участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорную жалобу или представление прокурора, если их права и Законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением.

Председатель суда, его заместитель или по их поручению иной член президиума либо ранее не участвовавший в рассмотрении дела другой судья этого суда докладывает дело, рассматриваемое в порядке надзора, в президиуме соответствующего суда Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Cyда РФ, Военной коллегии Верховного Суда РФ. Дело докладывается одним из судей коллегии.

Докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, мотивы надзорной жалобы или представления прокурора и определения о возбуждении надзорного производства. Судьи могут вопросы докладчику.

Участвующие в рассмотрении дела в порядке надзора в случае их явки в судебное заседание, вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснение лицо, подавшее надзорную жалобу или представление прокурора.

При рассмотрении дела в порядке надзора все вопросы решаются большинством голосов. При равном количестве голосов поданных за пересмотр дела в порядке надзора и пробив его пересмотра, надзорная жалоба или представление прокурора считаются отклоненными.

4. Решения, принимаемые судом надзорной инстанции

В соответствии со ст. 390 ГПК РФ по результатам рассмотрения дела в порядке надзора суд вправе:

1) оставить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции без изменения, надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора без удовлетворения;

2) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение;

3) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;

5) отменить либо изменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело для нового рассмотрения, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права.

Согласно ст. 387 ГПК РФ основанием для отмены или изменения судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.

По результатам рассмотрения дела суд надзорной инстанции выносит мотивированное определение, которое сообщается участвующим в деле лицам (ст. 386 ГПК РФ).

В соответствии со ст. 388 ГПК РФ в определении должны быть указаны:

1) наименование и состав суда, вынесшего определение;

2) дата и место вынесения определения;

3) дело, по которому вынесено определение;

4) наименование лица, подавшего надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора;

5) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение о передаче дела в суд надзорной инстанции для рассмотрения по существу;

6) содержание обжалуемых судебных постановлений нижестоящих судов;

7) закон, на основании которого вынесено определение по результатам рассмотрения дела по существу.

Определение президиума соответствующего суда подписывается его председателем, определение судебной коллегии — судьями, рассматривавшими дело в порядке надзора.

Определение суда надзорной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения (ст. 391 ГПК РФ).

На судебные постановления, принятые в порядке надзора, Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель имеет право внести в Президиум Верховного Суда РФ мотивированное представление о их пересмотре в целях обеспечения единства судебной практики и законности (ст. 390 ГПК РФ).

Следует обратить внимание судов на то, что в силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются не любые нарушения норм материального или процессуального права, а только те, которые признаны существенными. В связи с этим п. 6 ч. 1 ст. 378 ГПК РФ требует указания в надзорной жалобе или представлении прокурора на то, в чем заключается допущенное судами существенное нарушение закона.

Исходя из этого, судья, которому в соответствии со ст. 379 ГПК РФ переданы на рассмотрение надзорная жалоба или представление прокурора, должен проверять, указано ли в жалобе или представлении нарушение какого закона допущено судами и в чем состоит существенность нарушения. В случае отсутствия такого указания жалоба или представление прокурора на основании ст. 380 ГПК РФ должны быть возвращены лицу, их подавшему, без рассмотрения по существу. Такое же указание должно содержаться и в определении суда надзорной инстанции в случае отмены или изменения судебных постановлений (ст. 388, п. 2, 3, 5 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ).

Существенность нарушения норм процессуального права суд надзорной инстанции устанавливает по правилам ст. 364 ГПК РФ, в которой указаны случаи таких нарушений, которые влекут безусловную отмену судебных постановлений независимо от доводов жалобы или представления (ч 2); другие нарушения норм процессуального права признаются существенными и влекут отмену судебных постановлений при условии, что они привели или могли привести к неправильному разрешению дела (ч. 1).

Нарушение норм материального права суд надзорной инстанции устанавливает по правилам ст. 363 ГПК РФ. Существенность этих нарушений оценивается и признается судом надзорной инстанции по каждому делу с учетом его конкретных обстоятельств и значимости последствий этих нарушений для лица, в отношении которого они допущены (нарушения его прав, свобод или охраняемых законом интересов).

ЛЕКЦИЯ 30: Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельств, решений, определений суда, вступивших в законную силу

Статья написана по материалам сайтов: studme.org, jurkom74.ru, iskiplus.ru, www.nlobova.ru, studfiles.net.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий