Издание тиража произведения без согласия авторов, если на момент выхода произведения в свет издатель обладал правом на его использование

Дата размещения статьи: 01.07.2016

Многие государственные и муниципальные учреждения так или иначе имеют дело с объектами интеллектуальной собственности. Одни создают театральные постановки, другие выпускают печатную продукцию, третьи заказывают либо самостоятельно разрабатывают для собственных нужд программное обеспечение. Наконец, на мероприятиях учреждений может транслироваться музыка, тоже являющаяся объектом авторских прав. Что следует знать, чтобы защитить результаты интеллектуальной деятельности или, наоборот, не нарушить чужие права? Рассмотрим некоторые интересные случаи из судебной практики.

Трансляция музыки в публичном месте

Издание книг и учебников

В п. 8 Обзора Верховный Суд разъяснил, что издание тиража произведения в дополнение к тиражу, вышедшему ранее, без согласия авторов само по себе не свидетельствует о его незаконном использовании, если на момент выхода произведения в свет издатель обладал правом на его использование. Это заключение судьи сделали, проанализировав Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 31.05.2011 N 5-В11-22. Обстоятельства данного дела таковы.
Группа авторов, подготовившая учебник для вузов, подала в суд на издательство, посчитав, что оно незаконно выпустило и распространило дополнительный тираж учебника и тем самым нарушило авторские права его составителей. Договор на использование произведения был заключен с издательством в 2001 (срок действия — три года) и 2006 г. (срок действия — четыре года с момента выхода в свет первого тиража учебника, изданного в рамках названного договора). Однако в период отсутствия у издательства законных оснований на использование учебника оно выпустило два тиража — в 2005 и 2006 г. (последний и был предметом спора).
Суды первой и второй инстанций встали на сторону авторов, а Верховный Суд отменил эти решения. Он указал, что для признания использования произведения законным не играет роли, основным или дополнительным тиражом оно выпущено, имеет значение лишь то, обладало ли лицо на момент выхода произведения в свет правом на его использование. В рассматриваемом случае издательство выпустило дополнительный тираж произведения уже в период действия второго договора, то есть имело право на издание учебника. Нарушения авторских прав здесь не возникло.
При рассмотрении другого дела (Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 24.05.2011 N 5-В11-32) Верховный Суд поддержал позицию автора. Хотя ранее нижестоящие инстанции отказывали ему в удовлетворении иска, аргументируя это тем, что частичное использование произведения автора, допущенное другим преподавателем (в составе курса лекций, напечатанного в незначительном количестве экземпляров), преследовало цель удовлетворения собственных профессиональных потребностей, то есть являлось воспроизведением в личных целях.
В свою очередь, ВС РФ разъяснил, что использование произведения для удовлетворения профессиональных потребностей без согласия его автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения законодательством не предусмотрено (п. 11 Обзора). Исключение из данного правила составляет воспроизведение чужого произведения в личных целях, однако преподавательскую деятельность, которая сопровождается получением вознаграждения, к личным целям причислить нельзя. Поэтому воспроизведение преподавателем в своей книге, напечатанной издательством университета (даже в нескольких экземплярах), глав из книги другого автора квалифицируется как нарушение исключительного права автора на использование произведения.

Создание части спектакля

Верховный Суд также уделил внимание спорам, предметом которых стали произведения в составе сложных объектов (п. 17 Обзора). Особенность здесь заключается в том, что этот объект представляет собой единое завершенное целое, в котором невозможность использования хотя бы одной составляющей его части приведет к утрате авторского замысла создателя сложного объекта и повлечет невозможность его дальнейшего применения. Однако авторы отдельных частей сложного объекта могут обращаться в суд с требованием запретить использование своих произведений.
В частности, подобная ситуация была рассмотрена в Определении Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 24.04.2012 N 45-В12-1. Автор хореографических произведений требовал запретить учреждению культуры исполнять его хореографию, однако учреждение этого не сделало. Суды двух инстанций поддержали автора: они посчитали, что хореографическая постановка сама по себе является сложным объектом, следовательно, автор вправе запретить использование своих произведений. Верховный Суд указал на немотивированность такого вывода. Аргументация здесь была следующей. По смыслу ст. 1240 ГК РФ хореографические постановки и вокально-хореографические произведения сами по себе сложными объектами не являются, но могут входить в их состав. Однако, какие именно произведения, исполняемые учреждением культуры и включающие в себя хореографию автора, относятся к сложным объектам, нижестоящие суды не установили. В то же время в силу ст. 1269 ГК РФ произведения, вошедшие в сложный объект, нельзя отозвать, а значит, требование автора не может быть удовлетворено.

Создание произведений в рамках служебных обязанностей

Создание интеллектуального продукта во многих учреждениях входит в должностные обязанности тех или иных сотрудников, поэтому руководителям учреждений будет полезно ознакомиться с предметом споров, возникающих между сотрудником и работодателем по данному вопросу. Так, в п. 15 Обзора Верховный Суд привел следующий случай: бывший сотрудник обратился в суд с требованием признать его автором программ для ЭВМ и взыскать с организации, в которой он работал, компенсацию за нарушение исключительного права. Суды двух инстанций отказали в выплате компенсации, поскольку исключительное право на созданную программу принадлежало работодателю — создание программ для ЭВМ осуществлялось в рамках трудового договора, заключенного с сотрудником, и возложенных на него должностной инструкцией обязанностей.
Решающий момент в подобных спорах — определение, входит ли та или иная работа, в результате которой был создан интеллектуальный продукт, в служебные обязанности специалиста. Если не будет доказано, что продукт создан в процессе исполнения служебных обязанностей и служебного задания, работник вправе требовать компенсации за нарушение исключительного права на использование его произведений. В подтверждение этого Верховный Суд привел Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 25.06.2013 N 19-АПГ13-1. Согласно материалам дела издательство выпустило фотоальбом, куда были включены фотографии бывшего работника, а он, посчитав, что нарушено исключительное право на использование фотографий, обратился в суд. Бывший работник утверждал, что спорные произведения сделаны им по собственной инициативе, на своем оборудовании и за свой счет. Издательство же настаивало, что фотографии создавались во время служебных командировок в период, когда автор работал корреспондентом газеты.
Тем не менее доказательств того, что фотографии были сделаны в рамках служебного задания работодателя и за его счет либо в порядке выполнения служебных обязанностей, предусмотренных контрактом, издательство не представило. Не было подтверждено и то, входило ли в круг служебных обязанностей корреспондента создание фотографических произведений. Контракт тоже не содержал соответствующей обязанности корреспондента. Кроме того, те обстоятельства, что фотографии находились в фотоархиве издательства и были произведены в светлое время суток (рабочее время), не указывали на служебный характер произведений. А поскольку договор с работником на использование авторских фотографий не заключался, издательство нарушило исключительное право на использование этих произведений.

ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ДЕЛАМ, СВЯЗАННЫМ С РАЗРЕШЕНИЕМ СПОРОВ О ЗАЩИТЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРАВ (Часть 3)

  1. Возможность взыскания компенсации за нарушение исключительного права на произведение не зависит от того, знал ли нарушитель о неправомерности своих действий.

М. обратилась в суд с иском к издательству и полиграфической организации о защите авторских прав и взыскании компенсации морального вреда, указав, что ответчики нарушили ее авторские права, опубликовав в издании – фотоальбоме – 12 фотографий, автором которых она является, однако в качестве автора не указана. Поскольку договор на использование фотографий с ней не заключался, М. просила суд взыскать с ответчиков авторское вознаграждение и компенсацию морального вреда с каждого ответчика.

Решением суда исковые требования М. удовлетворены частично. С издательства взыскана компенсация за нарушение авторского права и компенсация морального вреда. В удовлетворении исковых требований к другому ответчику отказано.

Судом второй инстанции указанное решение в части удовлетворения требований М. отменено и вынесено новое решение об отказе в иске.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отменила определение областного суда, указав следующее.

Разрешая спор и удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что издательство было не вправе включать в фотоальбом без разрешения М. фотографии, автором и обладателем интеллектуальных прав на которые она является. Нарушение авторских прав истца является основанием для возложения на ответчика (издательство) ответственности.

Отменяя решение суда и отказывая М. в удовлетворении исковых требований, суд второй инстанции исходил из того, что издательство не знало об авторстве М. на спорные фотографии, в связи с чем отсутствовала вина ответчика в нарушении авторских прав истца и не имелось оснований для возложения на него ответственности.

Вместе с тем согласно ст. 1301 ГК РФ в случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных Кодексом (ст. 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с п. 3 ст. 1252 Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в установленном размере.

Исходя из положений п. 3 ст. 1250 ГК РФ в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела, основанием для взыскания компенсации являлся доказанный факт нарушения авторских прав, компенсация не ставилась в зависимость от того обстоятельства, знал ли нарушитель о неправомерности своих действий.

Судом установлено, что договор с М. на использование фотографий, автором которых она является, не заключался, между тем указанные фотографии были опубликованы в изданном сборнике.

Кроме того, в силу п. 3 ст. 1250 ГК РФ отсутствие вины нарушителя не освобождает его от обязанности прекратить нарушение интеллектуальных прав, а также не исключает применения в отношении нарушителя мер, направленных на защиту таких прав.

(Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2011 г. N 77-В10-9).

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ в ст. 1250 ГК РФ были внесены изменения. Согласно новой редакции п. 3 названной статьи меры ответственности за нарушение интеллектуальных прав подлежат применению при наличии вины нарушителя, если иное не установлено Кодексом.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим интеллектуальные права.

Если иное не установлено ГК РФ, предусмотренные подп. 3 п. 1 и п. 3 ст. 1252 Кодекса меры ответственности за нарушение интеллектуальных прав, допущенное нарушителем при осуществлении им предпринимательской деятельности, подлежат применению независимо от вины нарушителя, если такое лицо не докажет, что нарушение интеллектуальных прав произошло вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

При этом отсутствие вины нарушителя не освобождает его от обязанности прекратить нарушение интеллектуальных прав, а также не исключает применение в отношении него мер, предусмотренных подп. 5 п. 1 ст. 1252, подп. 2 п. 1 ст. 1252 ГК РФ, подп. 4 п. 1 ст. 1252, осуществляемых за счет нарушителя (п. 5 ст. 1250 Кодекса).

  1. Издание тиража произведения в дополнение к тиражу, вышедшему ранее без согласия авторов, само по себе не свидетельствует о незаконном использовании произведения, если на момент выхода произведения в свет издатель обладал правом на его использование.

Группа авторов обратилась в суд с иском к издательству о защите авторских прав, возмещении расходов на оплату услуг представителей, указав, что в 2001 году истцами в соавторстве подготовлен учебник для вузов под общей редакцией одного из соавторов. Осуществляя принадлежащие истцам имущественные права на учебник, они передали право на два издания учебника ответчику. Между ответчиком и ответственным редактором учебника, представлявшим весь авторский коллектив, заключено два договора – договор от 6 июня 2001 г. о передаче литературного (научного) произведения для использования со сроком действия три года с даты подписания договора и авторский договор от 15 ноября 2006 г. со сроком действия четыре года с момента выхода в свет первого тиража учебника, изданного в рамках этого договора.

Это интересно:  Восстановление срока взыскания долга - вопрос юристу. Москва

Решением суда, оставленным без изменения апелляционным определением, заявленные исковые требования удовлетворены частично.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не согласилась с выводами нижестоящих судов по следующим основаниям.

Разрешая спор и удовлетворяя частично заявленные требования, суд исходил из того, что второй тираж учебника, вышедший в свет в январе 2007 года, является дополнительным тиражом к незаконно вышедшему в 2005 году тиражу, он воспроизведен и распространен ответчиком без разрешения правообладателей, его правовая связь с авторским договором от 15 ноября 2006 г. отсутствует. Указанный авторский договор, по мнению суда, не легализует то издание учебника, которое ответчик осуществил или подготовил без законных оснований.

Между тем для признания использования произведения законным не имеет значения, основным или дополнительным тиражом оно выпущено, имеет значение лишь то, обладало ли лицо на момент выхода произведения в свет правом на его использование.

В решении суда не приведена правовая норма, позволяющая признать использование литературного произведения в период действия договора незаконным по тому основанию, что тираж издан в дополнение к тиражу, вышедшему ранее без согласия авторов.

(Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 5-В11-22)

  1. Истец, обращающийся в суд за защитой прав на персонаж как на часть произведения, должен обосновать, что такой персонаж существует как самостоятельный результат интеллектуальной деятельности.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации (далее – Судебная коллегия), отменяя постановление суда кассационной инстанции и направляя дело в данный суд на новое рассмотрение, руководствовалась следующим.

Исходя из положений п. 3 и п. 7 ст. 1259 ГК РФ персонаж произведения может быть объектом авторских прав, если он по своему характеру признан самостоятельным результатом творческого труда автора (п. 7 ст. 1259) и выражен в какой-либо объективной форме (п. 3 ст. 1259).

Из п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2006 г. N 15 “О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах” и п. 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 29 от 26 марта 2009 г. “О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации” (далее – постановление Пленума N 5/29) следует, что поскольку принадлежность части произведения, названия произведения и персонажа произведения к объектам авторского права обусловлена тем, что они по своему характеру являются самостоятельным результатом творческого труда, повлекшим возможность их использования независимо от самого произведения в целом, в каждом конкретном случае следует устанавливать наличие у таких объектов признаков, позволяющих сделать такой вывод.

По мнению Судебной коллегии, вывод суда кассационной инстанции не учитывает положений п. 7 ст. 1259 ГК РФ, призванных обеспечить правовую охрану части произведения, названию произведения, персонажу произведения наряду с охраной самого произведения и независимо от всего произведения в целом.

В связи с этим признание отдельных действующих героев мультипликационного сериала персонажами в смысле положений п. 7 ст. 1259 ГК РФ может повлечь нарушение авторского права на часть этого произведения как объекта охраняемых авторских прав и взыскание данной компенсации за каждый факт такого нарушения.

Наличие признаков, позволяющих считать перечисленных истцом действующих героев (всех или отдельных) такими персонажами произведения и воспроизведенные на закладках отдельные фрагменты мультипликационного сериала с изображением этих героев частями указанного произведения, которые по своему характеру могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда, подлежало установлению судами при рассмотрении дела.

С учетом положений п. 1 ст. 1263, п. 7 ст. 1259 ГК РФ, а также разъяснений, содержащихся в п. 29 постановления Пленума N 5/29, персонажем аудиовизуального произведения как самостоятельным результатом творческого труда автора могут являться созданные и зафиксированные в аудиовизуальном ряде мультфильмов динамические рисованные (кукольные) образы главных героев, в отличие от других действующих героев обладающие такой совокупностью признаков, которые делают их оригинальными, узнаваемыми и отличительными от других героев в силу их внешнего вида, движений, голоса, мимики и иных других признаков, предназначенных для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия.

При этом истец, обращающийся в суд за защитой прав на персонаж как на часть произведения, должен обосновать, что такой персонаж существует как самостоятельный результат интеллектуальной деятельности.

Выводов о наличии или отсутствии оснований для признания указанных истцом действующих лиц аудиовизуального произведения персонажами этого произведения, а размещенных с их изображением на канцелярских товарах фрагментов из указанного сериала частями произведения как объектами авторских прав в соответствии с п. 7 ст. 1259 ГК РФ, судами не сделано.

На основании п. 28 постановления Пленума N 5/29 при анализе вопроса о том, является ли конкретный результат объектом авторского права, судам следует учитывать, что, по смыслу ст. 1228, 1257 и 1259 ГК РФ в их взаимосвязи таковым является только тот результат, который создан творческим трудом. При этом надлежит иметь в виду, что пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом.

Отсутствие указанной оценки не позволяет определить объекты авторских прав, в отношении которых допустил нарушение ответчик, характер нарушения, а соответственно, размер компенсации, подлежащий взысканию на основании ст. 1301 ГК РФ.

  1. Незаконное использование части произведения, названия произведения, персонажа произведения является нарушением исключительного права на произведение в целом, если не доказано, что часть произведения является самостоятельным объектом охраны.

Совместное использование нескольких частей и (или) персонажей одного произведения образует один факт использования.

Партнерство обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью о взыскании компенсации за нарушение его исключительных прав, выразившееся в размещении на реализованной ответчиком футболке персонажей детского мультипликационного сериала.

Решением арбитражного суда первой инстанции требования истца удовлетворены в полном объеме. Суд взыскал компенсацию на основании ст. 1301 ГК РФ за незаконное размещение на товаре каждого отдельно взятого персонажа мультипликационного сериала.

Отменяя решение суда первой инстанции, арбитражный суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация за нарушение исключительных прав на произведение как за одно правонарушение.

Суд указал, что правовой охране подлежит произведение, в котором персонаж понимается как его часть, содержащая описание или изображение того или иного действующего лица в форме (формах), присущей (присущих) произведению. Незаконное использование персонажа произведения является нарушением исключительного права на само произведение.

В связи с этим реализацию товара, на котором размещены изображения нескольких персонажей одного произведения (детского мультипликационного сериала), следует рассматривать как одно правонарушение.

Воспроизведение произведений

Содержание

Любая звуковая или визуальная запись признается воспроизведением для целей настоящей Конвенции. — 9(3) Бернской конвенции

Право на воспроизведение, как оно определено в Статье 9 Бернской конвенции, и допускаемые этой статьёй исключения полностью применяются в цифровой среде и, в частности, в отношении использования произведений в цифровой форме. Понимается, что хранение охраняемого произведения в цифровой форме в электронном средстве является воспроизведением в смысле Статьи 9 Бернской конвенции. — прим. 1 к Договор ВОИС АП 1996

Издание тиража произведения в дополнение к тиражу, вышедшему ранее без согласия авторов, само по себе не свидетельствует о незаконном использовании произведения, если на момент выхода произведения в свет издатель обладал правом на его использование.

Группа авторов обратилась в суд с иском к издательству о защите авторских прав, возмещении расходов на оплату услуг представителей, указав, что в 2001 году истцами в соавторстве подготовлен учебник для вузов под общей редакцией одного из соавторов. Осуществляя принадлежащие истцам имущественные права на учебник, они передали право на два издания учебника ответчику. Между ответчиком и ответственным редактором учебника, представлявшим весь авторский коллектив, заключено два договора – договор от 6 июня 2001 г. о передаче литературного (научного) произведения для использования со сроком действия три года с даты подписания договора и авторский договор от 15 ноября 2006 г. со сроком действия четыре года с момента выхода в свет первого тиража учебника, изданного в рамках этого договора.

Решением суда, оставленным без изменения апелляционным определением, заявленные исковые требования удовлетворены частично.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не согласилась с выводами нижестоящих судов по следующим основаниям.

Разрешая спор и удовлетворяя частично заявленные требования, суд исходил из того, что второй тираж учебника, вышедший в свет в январе 2007 года, является дополнительным тиражом к незаконно вышедшему в 2005 году тиражу, он воспроизведен и распространен ответчиком без разрешения правообладателей, его правовая связь с авторским договором от 15 ноября 2006 г. отсутствует. Указанный авторский договор, по мнению суда, не легализует то издание учебника, которое ответчик осуществил или подготовил без законных оснований.

Между тем для признания использования произведения законным не имеет значения, основным или дополнительным тиражом оно выпущено, имеет значение лишь то, обладало ли лицо на момент выхода произведения в свет правом на его использование. Издательство осуществило выпуск в свет дополнительного тиража произведения в период действия авторского договора от 15 ноября 2006 г., в связи с чем, по смыслу положений Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 г. № 5351-I «Об авторском праве и смежных правах», действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, имело право на издание учебника; нарушения авторских прав истцов допущено не было, что не было учтено судом.

В решении суда не приведена правовая норма, позволяющая признать использование литературного произведения в период действия договора незаконным по тому основанию, что тираж издан в дополнение к тиражу, вышедшему ранее без согласия авторов.

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 31 мая 2011 г. № 5-В11-22, — п. 8 Обзора судебной практики, ПВС от 23.09.2015

Воспроизведение в цифровой среде

It is very important to note that the rights of the copyright holder of a creative work continue to apply in the digital environment, in particular to the use of works in digital form. For example, the storage of a protected work in digital form in an electronic medium constitutes a reproduction within the meaning of Article 9 of the Berne Convention.

Permanent electronic storage of a work, without the consent of the copyright holder, is a restricted act. The Information Infrastructure Task Force of the United States noted in its report9 that [i]n each of the instances set out below, one or more copies is made.

• When a work is placed into a computer, whether on a disk, diskette, ROM or other storage device or in RAM for more than a very brief period.

• When a printed work is ‘scanned’ into a digital file.

• When other works – including photographs, motion pictures or sound recordings – are digitalized.

• Whenever a digitalized file is ‘uploaded’ from a user’s computer to a bulletin board system (BBS) or other server.

Это интересно:  Аренда банковской ячейки для сделки с недвижимостью

• Whenever a digitalized file is ‘downloaded’ from a BBS or other server.

• When a file is transferred from one computer network user to another, multiple copies may be made.

Working Group on Intellectual Property Rights “Intellectual property and the national information infrastructure” www.uspto.gov/go/com/doc/ipnii/lawcopy.pdf 65-66.

Исключительное право

Авторы литературных и художественных произведений, охраняемых настоящей Конвенцией, пользуются исключительным правом разрешать воспроизведение этих произведений любым образом и в любой форме. 9(2) Бернской конвенции

Особенности отдельных видов

Музыкальные произведения

Несмотря на то что основа любого музыкального произведения — мелодия на караоке-версиях, как правило, не фиксируется, представляется очевидным, что действия изготовителей таких дисков непосредственно затрагивают исключительное право в той части, в которой им охватываются действия по воспроизведению и переработке произведения, не говоря уже о праве на неприкосновенность произведения (праве на защиту репутации). Популярные произведения в большинстве случаев облекаются в другую более простую аранжировку. Гармония и ритм в совокупности с аранжировкой и бегущей строкой текста песни на экране достаточно легко позволяют идентифицировать каждое содержащееся на диске произведение, и соответственно можно говорить о его использовании или как минимум об использовании его части. По действующему законодательству производители караоке-проигрывателей, в памяти которых изначально записан определенный набор произведений, а также изготовители караоке-дисков обязаны предварительно согласовывать условия такого использования музыки, включая размер и порядок выплаты вознаграждения, с правообладателями. На практике, к сожалению, при использовании музыкальных произведений в режиме «караоке» интересы правообладателей зачастую игнорируются.

Иванов Н.В. Авторские и смежные права в музыке: учебно-практическое пособие / под ред. А.П. Сергеева. М.: Проспект, 2009

Мелодии мобильных телефонов

Одним из сравнительно недавно появившихся способов использования музыкальных произведений является деятельность производителей мобильных телефонов и компаний сотовой связи по предоставлению услуги записи звонка, в качестве которого обычно выступает мелодия либо полноценный фрагмент известной песни, причем иногда переработанный (рингтоны, риалтоны и т.д.). Данная услуга в большинстве случаев предоставляется на возмездной основе.

Поскольку мелодия, как и музыкальное произведение в целом, является объектом авторского права, ее использование, как и использование фрагмента, содержащего мелодию, гармонию и ритм чужого произведения, возможно только с согласия правообладателя и с выплатой ему вознаграждения. Правовым основанием для данного утверждения служат положения п. 7 ст. 1259 и п. 1 ст. 1270 ГК РФ (п. 3 ст. 6 и п. 1 ст. 16 Закона об авторском праве). Насколько нам известно, некоторые компании сотовой связи заключили лицензионные соглашения с РАО и регулярно перечисляют в пользу авторов определенные суммы гонорара за коммерческое использование результатов музыкального творчества в своей деятельности.

Иванов Н.В. Авторские и смежные права в музыке: учебно-практическое пособие / под ред. А.П. Сергеева. М.: Проспект, 2009

В роли материального носителя для музыкального произведения может выступать также бумага с нотным текстом. В нотографии — вспомогательной отрасли музыковедения — нотное письмо обычно определяется как «система графических знаков, применяемых для записи музыки, а также сама запись музыки» . Несмотря на заметный спад интереса на рынке печатной продукции к нотным изданиям, который во многом вызван бурным развитием аудиотехники и доступностью исполнений музыкальных произведений и их записей, некоторые композиторы по-прежнему облекают свои сочинения в нотную форму для последующего распространения. Как и в случае с музыкальным произведением, выраженным в звуковой форме, все вопросы, связанные с изготовлением экземпляров нотных партитур, необходимо согласовывать с правообладателем.

Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю.В. Келдыш. М., 1976. Т. 3. С. 1023.

Иванов Н.В. Авторские и смежные права в музыке: учебно-практическое пособие / под ред. А.П. Сергеева. М.: Проспект, 2009

Свободное воспроизведение

(2) Законодательством стран Союза может разрешаться воспроизведение таких произведений в определенных особых случаях при условии, что такое воспроизведение не наносит ущерба нормальному использованию произведения и не ущемляет необоснованным образом законные интересы автора. — 9(2) Бернской конвенции

Издание тиража произведения в дополнение к тиражу, вышедшему ранее без согласия авторов, само по себе не свидетельствует о незаконном использовании произведения, если на момент выхода произведения в свет издатель обладал правом на его использование.

Группа авторов обратилась в суд с иском к издательству о защите авторских прав, возмещении расходов на оплату услуг представителей, указав, что в 2001 году истцами в соавторстве подготовлен учебник для вузов под общей редакцией одного из соавторов. Осуществляя принадлежащие истцам имущественные права на учебник, они передали право на два издания учебника ответчику. Между ответчиком и ответственным редактором учебника, представлявшим весь авторский коллектив, заключено два договора — договор от 6 июня 2001 г. о передаче литературного (научного) произведения для использования со сроком действия три года с даты подписания договора и авторский договор от 15 ноября 2006 г. со сроком действия четыре года с момента выхода в свет первого тиража учебника, изданного в рамках этого договора.

Решением суда, оставленным без изменения апелляционным определением, заявленные исковые требования удовлетворены частично.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не согласилась с выводами нижестоящих судов по следующим основаниям.

Разрешая спор и удовлетворяя частично заявленные требования, суд исходил из того, что второй тираж учебника, вышедший в свет в январе 2007 года, является дополнительным тиражом к незаконно вышедшему в 2005 году тиражу, он воспроизведен и распространен ответчиком без разрешения правообладателей, его правовая связь с авторским договором от 15 ноября 2006 г. отсутствует. Указанный авторский договор, по мнению суда, не легализует то издание учебника, которое ответчик осуществил или подготовил без законных оснований.

Между тем для признания использования произведения законным не имеет значения, основным или дополнительным тиражом оно выпущено, имеет значение лишь то, обладало ли лицо на момент выхода произведения в свет правом на его использование.

В решении суда не приведена правовая норма, позволяющая признать использование литературного произведения в период действия договора незаконным по тому основанию, что тираж издан в дополнение к тиражу, вышедшему ранее без согласия авторов.

(Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 5-В11-22)

ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ДЕЛАМ, СВЯЗАННЫМ С РАЗРЕШЕНИЕМ СПОРОВ О ЗАЩИТЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРАВ Утвержден 23 сентября 2015 г.

Авторское право в издательском бизнесе

Авторское право в издательском бизнесе

Методические рекомендации

Под издательской деятельностью понимается подготовка, а равно подготовка и выпуск печатных изданий любого вида.

Печатным изданием признается газета, книга, журнал, брошюра, альбом, плакат, буклет, открытка, иное изделие полиграфического производства независимо от тиража и способа изготовления, предназначенное для передачи содержащейся в нем информации.

Издательская деятельность вообще и книгоиздание в частности имеют не только культурно-просветительное значение — это немаловажная составляющая часть экономики нашей страны. И потому правовое регулирование отношений в издательской сфере необходимо как для осуществления прав и свобод каждого гражданина, так и для развития здоровой экономики в целом.

От нарушений авторских прав страдают не только конкретные правообладатели — авторы и легальные издатели, но и государство в целом, поскольку такие правонарушения связаны с уклонением от уплаты налогов и их сокрытием. По оценкам специалистов, ежегодно «интеллектуальные пираты» наносят ущерб экономике России на десятки миллионов рублей.

Именно поэтому активизация борьбы с незаконными изготовителями и распространителями печатной продукции стала насущной потребностью нашего времени и важной задачей правоохранительных органов.

1. Законодательство об интеллектуальной собственности

1.1. Понятие интеллектуальной собственности

Интеллектуальная собственность включает в себя права на результаты творческой деятельности и некоторые приравненные к ним объекты, в том числе к интеллектуальной собственности относятся права на:

1) объекты авторского права произведения литературы; произведения науки; произведения искусства;

2) объекты смежных прав

исполнительскую деятельность артистов;

передачи организаций эфирного вещания (радио- и телевизионные передачи);

3) объекты промышленной собственности и средства индивидуализации товаров и услуг

изобретения во всех областях человеческой деятельности;

промышленные образцы и полезные модели;

товарные знаки,’знаки обслуживания, фирменные наименования, коммерческие обозначения, наименования мест происхождения товаров;

4) научные открытия

и все другие права на результаты интеллектуальной деятельности в литературной, художественной, научной и промышленной областях.

1.2. Основные нормативные акты

Правоотношения по созданию и использованию в книгоиздании объектов интеллектуальной собственности, в первую очередь объектов авторского права, регулируются следующими нормативными актами:

Конституцией РФ (ст.44);

международными конвенциями с участием России:

Всемирной (Женевской) конвенцией об авторском праве;

Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений;

Парижской конвенцией об охране промышленной собственности и др.;

Гражданским кодексом РФ (ст. 138);

Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 09 июля 1993 г. (использование произведений науки, литературы и искусства);

Законом РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» от 23 сентября 1992 г.;

Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23 сентября 1992 г.;

Патентным законом от 23 сентября 1992 г. (использование промышленных образцов) и др.

1.3. Основные положения авторского права

1.3.1. Объекты авторского права

Как правило, в книжной продукции (книгах, альбомах, брошюрах, буклетах, плакатах и т.д.) воспроизводятся следующие объекты авторских прав:

Литературные произведения — проза, стихи, программа для ЭВМ, сценарий, пьеса.

Производные литературные произведения (переработки) — перевод текста зарубежного автора на русский язык или, наоборот, текст комментария, пояснений, предисловия, послесловия, аннотация, обработка литературного произведения, инсценировка реферат.

Произведения живописи, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства.

Произведения фотографии (фотоиллюстрации).

Музыкальные произведения (нотная запись) с текстом или без текста.

Географические, геологические и другие карты, планы, эскизы.

Сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по

подбору и расположению материалов результат творческого труда (творческий подбор и расположение материалов в сборнике).

Объектом авторского права являются литературная обработка и составление как охраняемых, так и неохраняемых произведений (например, обработка и/или составление сборника русских народных сказок).

Закон охраняет как целое произведение, так и любую его часть, включая название, которые являются результатом творческой деятельности и могут использоваться самостоятельно (ст.6 Закона).

Произведения иностранных авторов охраняются в России на основании международных конвенций и соглашений. Этим произведениям предоставляется такая же охрана, как и произведениям российских авторов.

Так, на основании Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве на территории РФ охраняются произведения иностранных авторов (и лиц без гражданства), впервые выпущенные в свет после 27 мая 1973 г. (с этой даты СССР присоединился к указанной конвенции).

В ряде случаев литературные и иные произведения зарубежных авторов охраняются и тогда, когда они были выпущены в свет ранее 27 мая 1973 года (произведения авторов бывшего СССР, произведения авторов — граждан Швеции, Австрии, Польши, Венгрии, Чехии, Словакии либо произведения, выпущенные в свет на территории этих государств).

Не являются объектами авторского права:

официальные документы (законы, судебные решения и т.д.);

государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена и др.);

произведения народного творчества;

сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.

1.3.2. Возникновение авторского права на произведение

Автором произведения науки, литературы или искусства признается физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение.

Авторское право на произведения науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Никакой регистрации авторского права не требуется.

Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права — проставлять на изданных экземплярах произведений латинскую букву «С» в окружности: с указанием своего имени (наименования) и года первого опубликования произведения.

Это интересно:  Исполнительный лист на руках - что делать дальше

1.3.3. Личные неимущественные права автора

В соответствии со ст.15 Закона автору в отношении его произведения принадлежат личные неимущественные права, в том числе:

право признаваться автором произведения (право авторства);

право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо анонимно (право на имя);

право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора.

Личные неимущественные права принадлежат всегда исключительно автору произведения, они не передаются ни по договору, ни даже по наследству и охраняются бессрочно. Наследники автора вправе осуществлять защиту указанных прав.

1.3.4. Права на использование произведений (имущественные права)

С момента создания произведения автору принадлежат имущественные авторские права — исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом (ст. 16 Закона).

Исключительные права на использование произведения означают право автора осуществлять (самому) либо разрешать (третьим лицам) следующие действия:

воспроизводить (то есть изготавливать) произведение на любом материальном носителе в одном или более экземплярах;

распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат, обменивать, дарить и т.д.;

импортировать экземпляры произведения в целях распространения;

переводить произведение на другие языки или иным образом переделывать (перерабатывать) произведение и др.

Если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот, то допускается их дальнейшее распространение (перепродажа и др.) без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения (п.З ст. 16 Закона).

1.3.5. Срок охраны авторского права

Авторское право действует в течение всей жизни автора и не менее 50 лет после его смерти.

Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов.

Авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет после смерти автора,

Если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, то срок охраны прав начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации.

Если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав увеличивается на 4 года.

Истечение срока действия авторского права на произведения означает их переход в общественное достояние. Такие произведения могут свободно использоваться любым лицом без заключения договора и без выплаты авторского вознаграждения, но с соблюдением личных неимущественных прав авторов (права авторства, права на имя, права на защиту произведения от искажения или иных посягательств).

Авторское право переходит по наследству. Документом, подтверждающим права наследников на произведения умершего автора, являются Свидетельства о праве наследования — с указанием наследуемого имущества — «Авторское право» (без дополнений либо с обозначением 1/2 , 30% и т.д.).

1.3.6. Использование произведений науки, литературы и искусства. Авторский договор

Имущественные права (права на использование произведения) могут передаваться только по авторскому договору (ст.ЗО Закона), который заключается в простой письменной форме (ст.32 Закона, ст. 161 Гражданского кодекса РФ).

Это означает, что выпущенная печатная продукция будет законной (легальной) только в том случае, если на каждый включенный в издание объект авторского права издатель продукции заключил авторский договор с правообладателями, то есть получил права на использование каждого произведения, срок охраны которого не истек. Если у издателя отсутствует хотя бы один договор на воспроизведенный в издании объект авторского права (иллюстрации, предисловие, комментарий и др.), то все издание считается незаконно выпущенным (контрафактным), и его распространение также незаконно.

В авторском договоре должно быть указано, какие конкретно права передаются правообладателем пользователю (права исключительные или неисключительные; на какие именно способы использования — воспроизведение и распространение и т.д.).

Должно быть названо конкретное произведение, установлены срок и территория, на

которые передается право; размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты.

При отсутствии в авторском договоре условия о сроке договор считается заключенным на 5 лет.

При отсутствии условия о территории действие передаваемого по договору права ограничивается территорией РФ.

Все права на использование произведения, прямо не переданные по договору, считаются не переданными.

1.3.7. Авторское право издателей

Издатель — лицо (как юридическое, так и физическое), осуществляющее опубликование произведения науки, литературы или искусства путем выпуска в свет его экземпляров, воспроизведенных полиграфическим способом, обычно для продажи.

Как правило, непосредственными изготовителями печатных экземпляров произведений выступают полиграфические предприятия — типографии, которые осуществляют тиражирование произведений полиграфическим способом. Обычно тиражирование выполняется ими по заказу издателей. Реже типографии изготавливают тиражи по договору с третьими лицами (например, авторами — «издание за счет автора») или по собственной инициативе. В последнем случае они действуют как правомерные издатели либо как незаконные издатели («пираты»).

Издателю печатной продукции могут принадлежать права на использование (в первую очередь на воспроизведение (тиражирование) и распространение (продажу)) объектов авторского права не только на основании письменных договоров с авторами (соавторами) или иными обладателями авторских прав (наследниками, лицензиарами или иными правопреемниками авторов), но также на основании специальных норм закона:

1) издателю энциклопедий, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий принадлежат исключительные права на использование таких изданий — п.2 ст.11 Закона;

2) издателю — работодателю принадлежат исключительные права на использование произведения, созданного автором в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (авторское право на «служебные» произведения -ст. 14 Закона). При использовании «служебных» произведений работодатель подтверждает свои права трудовым договором (трудовым контрактом) с автором (например, художником или переводчиком издательства).

1.4. Объекты промышленной собственности в издательском бизнесе

1.4.1. Дизайн обложки книжной серии

В последнее время получила распространение практика защиты дизайна обложек книжной продукции (особенно книжных серий) как промышленных образцов.

Документом, подтверждающим право издателя на промышленный образец, является патент.

1.4.2. Модуль дизайна — товарный знак

В качестве товарных знаков (знаков обслуживания) издатели регистрируют следующие объекты:

неизменяемый модуль дизайна обложек книжной серии;

названия книжных серий и их графическое написание;

фирменное (коммерческое) наименование издательства.

Товарные знаки могут быть зарегистрированы как словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации в любом цвете или цветовом сочетании.

Обозначение товара или услуги признается товарным знаком с момента его государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Перечень товаров и услуг, на которые выдается Свидетельство, приводятся в самом Свидетельстве (в соответствии с международной классификацией товаров и услуг -МКТУ).

Закон «О товарных знаках. » признает нарушением не только использование чужого товарного знака, но также использование обозначения, сходного с чужим товарным знаком до степени смешения. Таким образом, товарные знаки законодательно защищены от подделок.

Регистрация товарного знака действует в течение 10 лет, считая с даты поступления надлежаще оформленной заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. По заявлению владельца срок действия регистрации товарного знака может продлеваться каждый раз на 10 лет.

Незаконное использование чужого товарного знака (в том числе обозначения, идентичного товарному знаку или сходного с ним до степени смешения) является не только нарушением прав владельца товарного знака, но и есть форма недобросовестной конкуренции.

1.4.3. Недобросовестная конкуренция

преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации».

Статья 10 Закона РФ «О конкуренции. » указывает, что одной из форм недобросовестной конкуренции является «продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг». Таким образом, продажа полиграфической продукции с незаконным использованием чужих объектов авторского права либо зарегистрированных промышленных или товарных знаков является актом недобросовестной конкуренции.

2. Ответственность за «интеллектуальное пиратство» в издательском бизнесе

2.1. Основные виды нарушений закона при издании и распространении печатной (полиграфической) продукции

Применительно к издательскому бизнесу нарушения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности можно разделить на следующие виды:

нарушения исключительных авторских прав;

нарушения прав на товарные знаки, промышленные образцы;

2.1.1. Нарушения исключительных авторских прав

К наиболее распространенным нарушениям исключительных авторских прав на произведения науки, литературы и искусства относятся: бездоговорное использование произведений или частей произведений, в том числе их воспроизведение, переработка (переделка) и распространение, а также нарушения личных неимущественных прав (издание произведений по договору, но с неправильным указанием или неуказанием имени автора, искажением произведения и др.

Нарушением права авторства и права на имя является и плагиат (присвоение авторства на произведение).

К нарушением исключительных авторских прав издателей произведений относятся:

перепечатка частей (фрагментов) ранее изданных произведений без заключения договора с правообладателем (издателем, обладающим исключительными авторскими правами на произведение на основании авторских договоров) и без ссылки на заимствование;

бездоговорное использование целых произведений, исключительные права на использование которых принадлежат издателям;

изготовление типографиями и иными организациями дополнительных тиражей без ведома издателя (зачастую с повторением всех выходных данных законного издания).

2.1.2. Нарушения исключительных прав на промышленную собственность

Помимо нарушения исключительных авторских прав незаконное использование произведений может также нарушать иные права — в частности, право издателя на товарный знак (знак обслуживания).

Чаще всего нарушения прав на товарные знаки (знаки обслуживания) выражаются в следующих действиях:

незаконное размещение (изготовление) чужого зарегистрированного товарного знака на печатной продукции либо размещение обозначения, сходного с товарным знаком до степени смешения;

организация подписки на такое издание (предложение к продаже);

продажа и иное введение в хозяйственный оборот продукции с несанкционированным использованием чужого товарного знака.

Нарушением исключительных прав на интеллектуальную собственность является незаконное (бездоговорное) использование чужого зарегистрированного промышленного образца (дизайна обложки издания).

2.2. Ответственность за нарушения прав на интеллектуальную собственность в печатной продукции

Незаконное использование объектов интеллектуальной собственности влечет за собой применение к нарушителям мер гражданской, административной и уголовной ответственности. Система мер ответственности за такие нарушения установлена Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах», Законом РФ «О товарных знаках. », Законом «О конкуренции. », Кодексом РФ об административных правонарушениях и некоторыми другими нормативными актами.

Экземпляры произведений (печатная продукция), изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских или смежных прав, являются контрафактными (ст.48 Закона «Об авторском праве. »).

В ряде случаев нарушения авторских прав и прав на промышленную собственность квалифицируются законодателем как преступления — общественно-опасные деяния, причиняющие вред или создающие угрозу причинения вреда личности, обществу и государству. Уголовная ответственность за нарушения в сфере интеллектуальной собственности установлена ст. 146 УК РФ (нарушение авторских и смежных прав), ст. 147 УК РФ (нарушение изобретательских и патентных прав), ст. 180 (нарушение прав на товарный знак).

Статья написана по материалам сайтов: xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai, zakoniros.ru, buzzy.pro, insulaw.ru, znakka4estva.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий